От формального надзора к интеллектуальному управлению


Современная система контроля бюджетных средств переживает фундаментальные изменения. Внедрение цифровых технологий, искусственного интеллекта и превентивных механизмов позволяет не только эффективнее использовать государственные ресурсы, но и существенно снизить административную нагрузку на бизнес. Настоящее и будущее контроля обсудили участники сессии «Цифровой финансовый контроль как элемент клиентоцентричного государственного управления», прошедшей в рамках Московского финансового форума 2025.

В современных условиях развития государственного управления внутренний государственный финансовый контроль становится ключевым инструментом обеспечения эффективности расходования бюджетных средств. Как отметил модератор сессии заместитель руководителя Федерального казначейства Эли Исаев, сегодня перед системой контроля стоит важнейшая задача — не просто формально отслеживать движение финансов, а реально способствовать повышению благосостояния граждан через внедрение инновационных подходов и цифровых технологий.

От постфактумного к превентивному контролю

Существенные изменения в системе внутреннего финансового контроля происходят благодаря внедрению превентивных механизмов, о которых рассказала первый заместитель министра финансов РФ Ирина Окладникова. Она отметила кардинальный поворот от постфактумного контроля к опережающему управлению рисками: «Раньше контроль приходил после того, как все мероприятия были завершены. Сейчас мы внедряем превентивный контроль, который направлен не на поиск виновных, а на предотвращение возможных нарушений». По словам спикера, новый подход уже позволил предотвратить неэффективное расходование порядка триллиона рублей. И в этом как раз проявилась своевременность контроля. Изменилась сама философия контроля — сейчас система ориентирована на предупреждение возможных проблем еще на этапе планирования.

Казначейство как драйвер цифровизации

Дальнейшее развитие системы финансового контроля неразрывно связано с деятельностью Федерального казначейства, которое, как отметил руководитель ведомства Роман Артюхин, выполняет множество критически важных функций: «Мы — кассиры всех бюджетов бюджетной системы РФ, операторы информационных систем, централизованные бухгалтеры». Десятилетний опыт исполнения казначейством контрольных полномочий доказал эффективность их интеграции в единую систему казначейских полномочий. Роман Артюхин подчеркнул, что ключевым фактором успеха стало изменение подхода к контролю — это нацеленность на незаметный цифровой контроль. В сегодняшних условиях это реально. Например, уровень цифровизации в сфере бухгалтерского учета достиг впечатляющих показателей — более 90%. В информационных системах содержатся все ключевые документы: акты выполненных работ, авансовые отчеты, командировочные удостоверения, автоматизировано начисление заработной платы.

Руководитель казначейства акцентировал внимание на важности партнерского построения взаимодействия с объектом контроля. Показательным примером успешного взаимодействия стал опыт налоговых органов, демонстрирующий высокий уровень цифрового развития как собственного контроля, так и контрольной среды. Роман Артюхин подчеркнул, что современный контроль — это не просто обмен данными по запросу, а полноценное взаимодействие информационных систем, позволяющее достигать главной цели — повышения качества государственных услуг и уровня благосостояния граждан.

Такой комплексный подход к организации финансового контроля, сочетающий цифровизацию процессов и развитие партнерских отношений, открывает новые возможности для эффективного использования бюджетных средств и обеспечения прозрачности финансовых операций на всех уровнях.

Внутренний контроль в эпоху перемен

Главный аудитор Банка России Валерий Горегляд обратил внимание на то, как изменилась ситуация в контроле за последние годы. Раньше различные надзорные органы часто дублировали функции друг друга, создавая лишнюю нагрузку на проверяемые организации. Сегодня законодательство выстроило четкую систему взаимодействия между всеми участниками процесса.

Ключевую роль в современной системе играет внутренний контроль и аудит. Главный аудитор подчеркнул, что их ценность определяется глубоким пониманием специалистом этой сферы конкретных бизнес-процессов. Внутренние контролеры находятся в уникальной позиции: они видят ситуацию изнутри и могут своевременно влиять. Эксперт акцентировал внимание на важности индивидуального подхода. «Хотя существуют общепринятые стандарты работы, каждая организация должна адаптировать контрольные механизмы под свои особенности. Важно учитывать специфику бизнес-процессов и корпоративную культуру, не превращая контроль в формальную процедуру», — отметил спикер. Такой подход позволяет создать действительно эффективную систему управления ресурсами, где современные технологии сочетаются с профессиональным опытом, а стандартизация не мешает гибкому реагированию на изменения. В результате повышается качество как государственных, так и коммерческих услуг, а бюджетные средства используются более рационально.

Горегляд отметил, что цифровая трансформация существенно изменила парадигму контрольной деятельности. Внедрение робототехники и искусственного интеллекта позволило оптимизировать рабочие процессы, существенно снизив нагрузку на проверяемые организации. Дистанционный аудит становится ключевым инструментом, минимизирующим административное бремя для бизнеса. Современные технологические решения, такие как процесс-майнинг и код-майнинг, обеспечивают мониторинг бизнес-процессов в режиме реального времени.

Трансформация контроля на практике

По словам генерального директора АО «Российский экспортный центр» Вероники Никишиной, масштабная трансформация контрольно-ревизионной деятельности, запущенная Федеральным казначейством, привела к революционным изменениям в подходе к управлению бюджетными средствами. «Вместо классической модели строгого контроля сформировалась эффективная система партнерского взаимодействия», — отметила она.

Российский экспортный центр выступает агентом правительственного администрирования 11 масштабных субсидиарных программ. «В 2021 году мы провели кардинальную трансформацию процесса предоставления бюджетных средств, осуществив его переход от традиционного к полностью цифровому, в хорошем смысле бесчеловечному формату. Это позволило нам создать принципиально новый функционал, который значительно улучшил систему контроля и управления бюджетными средствами», — рассказала спикер.

Инструмент был разработан для обеспечения удобного и эффективного контроля над процессом администрирования и предоставил сотрудникам Федерального казначейства беспрецедентные возможности. Они получили круглосуточный онлайн-доступ ко всем заявкам, возможность отслеживать цифровой след каждой компании — получателя поддержки, просматривать все версии документов и историю принятия решений.

«Внедрение нового формата контроля привело к существенным улучшениям. Сроки проверки сократились с нескольких недель до нескольких минут, была достигнута полная прозрачность процесса. Контролирующий орган получил возможность в режиме реального времени отслеживать все операции без необходимости направления дополнительных запросов», — показала плюсы спикер.

Особенно важным стало снижение административной нагрузки на получателей субсидий. Компании больше не отвлекают сотрудников от основной деятельности и не создают специальные подразделения для взаимодействия с контролирующими органами. Процесс стал более предсказуемым и менее стрессовым.

Успешность новой модели была подтверждена практическим применением. В 2024 году через одну из ключевых программ было проведено 11 миллиардов рублей. По результатам контрольного мониторинга было получено положительное заключение, подтверждающее отсутствие нарушений и высокую эффективность системы. Новаторством стало создание инновационного цифрового инструмента — личного кабинета контролера, который радикально изменил процесс проверки и мониторинга. «Мы были первыми в стране, кто реализовал такой функционал», — подчеркнула руководитель экспортного центра.

Говоря о перспективах развития, Вероника Никишина указала на потенциал масштабирования успешного опыта на другие программы поддержки. «Несмотря на определенные бюджетные ограничения, партнерский подход между контролирующими органами и получателями поддержки доказал свою эффективность», — заключила она.

Новый инструмент контроля закупок

Генеральный директор Корпорации «ВК» Владимир Кириенко рассказал об опыте семилетней работы компании по созданию и поддержке сервиса налогового мониторинга. За этот период сервисом успешно воспользовались более 170 компаний из 12 различных отраслей. Изначально многие крупные компании опасались предоставлять прямой доступ к своей бухгалтерии налоговым органам, однако со временем стало очевидно, что такой подход существенно снижает административную нагрузку и помогает избегать ошибок.

Опираясь на успешный опыт налогового мониторинга, Корпорация «ВК» совместно с Федеральным казначейством разработала инновационный подход к расширению функционала системы с учетом отраслевой специфики. В рамках нового решения были автоматизированы процессы контроля на основе базовых учетных параметров, таких как государственные контракты, их индивидуальные номера, даты заключения и т. д. Контролеры теперь могут в автоматическом режиме получать доступ к конкурсной документации и отслеживать параметры исполнения контрактов.

Для удобства работы был создан специальный дашборд, где в режиме реального времени отображаются ключевые показатели проверяемых объектов: доля накладных расходов, уровень маржинальности, объем субподрядных работ и другие настраиваемые метрики. Все данные автоматически загружаются из первичных бухгалтерских систем, что позволяет контролерам оперативно получать полную картину финансового состояния компании. По итогам проверки формируются специализированные отчеты, включая информацию о привлеченных субподрядчиках. Все данные хранятся в едином облачном хранилище, что обеспечивает прозрачность процессов и постоянный доступ к актуальной информации..

Смарт-контроль как будущее надзора

Министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления Москвы Евгений Данчиков представил глубокий анализ трансформации государственного финансового контроля. Он отметил, что традиционные методы проверок уже неэффективны: «При классическом подходе к проверкам мы бы проверяли один объект раз в 60 лет, что фактически лишало смысла весь процесс контроля». Спикер подчеркнул кардинальные изменения в работе с данными. Если раньше ревизорам приходилось работать с физическими документами в огромных объемах, то сейчас управление оперирует цифровыми массивами информации.

В своем выступлении он представил концепцию будущего государственного финансового контроля, которая базируется на двух ключевых направлениях. Первое направление — это постконтроль, эффективность которого составляет около 20%. Второе — профилактика и предотвращение нарушений.

Особое внимание спикер уделил идеи смарт-контроля. «Это создание цифровой среды, где установлены четкие правила, от которых нельзя отступить», — пояснил Евгений Данчиков. В такой системе возможно применение искусственного интеллекта и минимизация ручного контроля. Неотъемлемой частью новой модели становится роль аудитора как специалиста по работе с рисками. «Аудитор должен на основе больших данных выдавать рекомендации руководителям о системных изменениях бизнес-процессов», — подчеркнул спикер.

Евгений Данчиков выделил три ключевых вызова, с которыми придется столкнуться при внедрении новой системы контроля. Первый связан с достоверностью данных. Второй касается легализации цифровых инструментов контроля. Третий — необходимости переподготовки кадров для работы с современными технологиями.

Контроль необходим

В завершение сессии выступил заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. Вице-премьер отметил, что на сегодня одной из важных задач госвласти является реализация национального проекта «Инфраструктура для жизни», утвержденного в прошлом году. Его цель — повышение качества жизни на 30% в 2160 опорных населенных пунктах, где проживает 75% населения страны, по 16 показателям к 2030 году.

Центральным элементом этой масштабной программы стало жилищное строительство, поскольку более 70% стоимости национального богатства страны приходится на жилой фонд. От качества жилья напрямую зависят демографические показатели и уровень жизни граждан. Как отметил зампред, благодаря слаженной работе правительства с Министерством финансов РФ удалось достичь значительных успехов в сфере ипотечного кредитования и строительства — уже третий год подряд вводится более 100 миллионов квадратных метров жилья. При этом население ежегодно инвестирует в жилищное строительство около 16 триллионов рублей.

Значительные результаты достигнуты и в сфере дорожного строительства. За последние пять лет не было ни одного года, когда не выполнялся бы план дорожного строительства. Благодаря эффективному управлению средствами удалось построить и реконструировать дополнительно 23 тысячи километров дорог. Особое внимание уделяется оптимизации инвестиционно-строительного цикла. За последние годы было внесено 564 поправки в 58 законов, что позволило сократить цикл с 2600 до 1300 дней. К 2030 году поставлена цель уменьшить этот показатель до 1000 дней для типовых объектов.

С. Мартыненко

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено