Публикации — Актуально
Активная работа по совершенствованию бюджетного законодательства в части госфинконтроля велась в 2021 году, продолжается она и в 2022 году. Это обусловлено необходимостью реализации поручений Правительства РФ и Президента РФ. Кроме того, постоянно проводимый методологом анализ практики применения действующего законодательства дает определенный посыл для корректировки некоторых его норм. В статье начальника отдела методологии внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ Елены Александровны Леонтьевой рассмотрены основные изменения регулирования ВГ(М)ФК.
В середине марта 2022 года представители сообщества внутренних государственных финансовых контролеров в режиме онлайн провели конференцию по проблемам квалификации нарушений при приемке и оплате строительно-монтажных работ. Если конкретнее, то речь на встрече шла о приемке и оплате тех работ и материалов, которые не предусмотрены контрактом (сметой). Вопросов при этом возникает множество: учитывать или не учитывать сопоставимость характеристик материалов, не предусмотренных сметой, допустимо ли вообще засчитывать измененный материал, и если да, то как при этом проверять его стоимость и т. д.
Казалось бы, оптимизационный Закон № 360 и принятые в целях его развития нормативные акты призваны упростить контрактную систему и, как следствие, облегчить работу заказчиков, поставщиков, контролеров. Однако в отношении последних говорить об упрощении деятельности не приходится. Обязанность контролеров в сфере закупок в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся согласовывать закупку у единственного поставщика (в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93) при Н(М)ЦК выше 1 тысячи рублей предполагает, что число обязательных для проведения проверок увеличится. Чтобы предотвратить дестабилизацию работы контрольных органов по другим направлениям деятельности, руководители контрольных органов Новосибирской, Ульяновской, Самарской, Челябинской областей и других субъектов РФ обратились в Минфин России с просьбой увеличить Н(М)ЦК для закупок, требующих согласования. Обоснование позиции представлено в направленном регулятору письме.
Статья Елены Викторовны Тарасовой, начальника Контрольно-аналитического управления в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства, посвящена новым горизонтам осуществления контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере, базирующимся на цифровых технологиях и имеющихся результатах в смежных областях.
Представить государственные закупки без единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) уже нельзя, как нельзя и представить без ЕИС контроль в сфере закупок. О том, как ЕИС влияет на развитие внутреннего государственного финансового контроля и как помогает контролерам в их работе, мы поговорили с заместителем руководителя Федерального казначейства Анной Теймуразовной Катамадзе и начальником Управления по контролю в сфере контрактных отношений Федерального казначейства Еленой Александровной Беликовой.
Сопредседатель Совета по вопросам совершенствования внутреннего государственного финансового контроля, министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления Евгений Александрович Данчиков в своем выступлении на последнем заседании Совета остановился на проблемах, которые мешают осуществлению эффективного контроля.
В течение прошлого года для развития и совершенствования внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля было сделано очень много. Это внесение некоторых способствующих повышению эффективности контроля поправок в Бюджетный кодекс, утверждение семи стандартов. Тем не менее проблемы осуществления контрольной деятельности еще остались. На последнем заседании Совета по вопросам совершенствования ВГ(М)ФК заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Станислав Сергеевич Бычков рассказал о ближайших планах регулятора.
В статье заместителя руководителя Федерального казначейства Эли Абубакаровича Исаева и главного специалиста-эксперта отдела внутреннего контроля и внутреннего аудита в секторе государственного управления Контрольно-аналитического управления в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства Валентины Олеговны Волковой рассмотрены общие итоги анализа исполнения бюджетных полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в 2020 году.
В настоящее время обсуждается вопрос о возможности передачи контрольных полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля на уровень регионов. В статье начальника отдела методологии государственного (муниципального) финансового контроля Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Елены Александровны Леонтьевой представлена оценка эффективности предполагаемого нововведения.
2019 и 2020 годы прошли для внутреннего государственного финансового контроля под знаком разработки и принятия федеральных стандартов ВГ(М)ФК. В настоящее время утверждено семь стандартов, единых для всех уровней бюджетной системы. Правоприменительная практика только начала формироваться. Какие вопросы решили стандарты, а какие еще требуют проработки, рассказал министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Александрович Данчиков.