Публикации — На первом уровне контроля
В муниципальной программе города Братска по повышению качества управления муниципальными финансами на период до 2019 года поставлена цель: повысить эффективность расходования бюджетных средств и качество финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств и муниципальных учреждений. Решение этой задачи связано с организацией и качеством осуществления внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти города Братска.
В конце 2017 года эксперты Центра исследования бюджетных отношений (ЦИБО) провели оценку текущего состояния систем внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в некоторых федеральных органах исполнительной власти. Мы попросили руководителя проекта ЦИБО кандидата экономических наук Владимира Васильевича МИХЕЕВА поделиться результатами диагностики, а также выводами, которые были сделаны в процессе ее проведения.
Как показывает практика, периодические проверки внутреннего государственного финансового контроля недостаточны для повышения эффективности бюджетного рубля. Финансовый контроль должен осуществляться непрерывно. Последнее возможно только в том случае, если у каждого распорядителя бюджетных средств отлажена система ВФК. Пока говорить о том, что эта система качественно работает, преждевременно.
В ходе дискуссии «Развитие внутреннего финансового контроля и аудита»1 обсуждались проблемы и примеры положительного опыта организации ВФК и ВФА в органах государственной власти и органах местного самоуправления, подходы Федерального казначейства к оценке осуществления данного вида контроля и аудита главными администраторами средств федерального бюджета и т. д. В частности, мое выступление было посвящено проекту Концепции развития систем управления рисками и внутреннего контроля, внутреннего аудита и совершенствования системы оценки качества осуществления финансового менеджмента в организациях государственного сектора, разработанному под руководством Минфина России.
Бюджетные процедуры, связанные с формированием и исполнением бюджета, ведением учета, формированием и представлением бухгалтерской отчетности, изначально жестко регламентированы и в условиях функционирования системы «Электронный бюджет» подвергаются многоуровневому контролю. В связи с этим, на наш взгляд, особого внимания ГАБС требует организация контроля бюджетных процедур, связанных с обеспечением эффективности использования государственной (муниципальной) собственности, соблюдением получателями установленных при предоставлении бюджетных средств условий, целей и порядка их предоставления.
В конце 2015 года Минфин России разработал Методику внешней оценки качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее — Методика), призванную помочь органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее — контрольные органы) реализовать их бюджетные полномочия по проведению анализа осуществления ВФК и ВФА главными администраторами бюджетных средств.
В Программе Правительства РФ по повышению эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года определена необходимость повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных (муниципальных) учреждениях. Решение этой задачи в органах исполнительной власти связывается прежде всего с повышением качества внутреннего финансового контроля и аудита.
Внедрение внутреннего финансового контроля и аудита в Санкт-Петербурге началось в 2014 году. Пройдя сложные этапы становления, в настоящее время ВФК в Санкт-Петербурге достиг стабильного (управляемого) уровня. Что это означает на практике, читайте в статье.
Правительство Оренбургской области утвердило Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в 2014 году (далее — Правила). В этом же году региональный Минфин разработал и утвердил положение об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Министерстве финансов Оренбургской области.
В декабре 2016 года приказом Минфина России № 822 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — Методические рекомендации). Данный документ направлен на обеспечение единообразного подхода к осуществлению главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств) внутреннего финансового аудита, полномочия по осуществлению которого установлены статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса.