Публикации — На первом уровне контроля
Журнал «Финконтроль» открывает две новые рубрики: «Введение в технику внутреннего финансового аудита» (статьи будут появляться в журнале
Несмотря на то что федеральные стандарты внутреннего финансового аудита вступили в силу в 2020 году, имеются случаи, когда главный администратор (администратор) бюджетных средств впервые приступает к реализации бюджетных полномочий по внутреннему финансовому аудиту. В статье Нонны Грантовны Айрапетян даны ответы на часто возникающие вопросы. По тексту статьи предложены чек-листы, содержащие вопросы, ответы на которые позволяют обеспечить выполнение требований ФСВФА.
Мы публикуем третью часть статьи Нонны Грантовны Айратепян. В данной статье рассмотрен этап аудиторского мероприятия — «Анализ выполнения бюджетных процедур учета и отчетности».
С 2016 года Управление Федерального казначейства по Челябинской области осуществляет полномочия Федерального казначейства как органа контроля. Какие нарушения при использовании средств федерального бюджета выявлены, какие недостатки обнаружены в деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля и как организован внутренний финансовый аудит в структуре главных администраторов, рассказывает начальник отдела внутреннего контроля и аудита Любовь Николаевна Шошина.
Эффективность учредительского контроля определяет качество всей системы ведомственного управления. Чем больше внутреннего контроля, тем меньше нарушений и недостатков выявляют органы внешнего (относительно ведомства) контроля. Однако учредительскому контролю не уделяется должного внимания как со стороны органов власти — учредителей государственных (муниципальных) учреждений, так и со стороны научного и экспертного сообщества. Дарья Викторовна Горохова, доцент кафедры «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, к. э. н. на основе анализа нормативной правовой базы предлагает направления развития и совершенствования учредительского контроля.
Современная проблематика организации и осуществления внутреннего финансового аудита зачастую связана с разграничением сфер деятельности с ведомственным контролем, что в ряде случаев влечет за собой проведение под видом мероприятий внутреннего финансового аудита проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности. В настоящей статье Андрей Николаевич Захаренко, государственный советник Российской Федерации III класса, заместитель руководителя направления по взаимодействию с федеральными органами власти Центра исследования бюджетных отношений, рассмотрел виды и направления ведомственного контроля, а также цели и задачи внутреннего финансового аудита по отношению к нему.
Цель внутреннего финансового аудита) — оценка эффективности и надежности осуществления бюджетных процедур. В рамках классического аудиторского мероприятия аудитор оценивает, правильно ли организованы и осуществляются бюджетные процедуры, и формирует предложения по улучшению финансового состояния организации и повышению качества финансового менеджмента. А как провести финансовый аудит при централизации бухгалтерского учета? О нюансах рассказал Кирилл Юрьевич Холин, начальник отдела финансового контроля социальной сферы контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края.
Мы публикуем вторую часть статьи Нонны Грантовны Айрапетян. В первой части (опубликована 25 января 2022 года) даны практические рекомендации по анализу организации (обеспечения выполнения) бюджетных процедур учета и отчетности. Сейчас автор рассматривает реализацию этапа «Выявление (обнаружение) рисков искажения бюджетной отчетности».
Для успешного развития любого процесса, и ВФА в том числе, необходим опыт практической реализации методологии. В статье начальника отдела внутреннего контроля и аудита УФК по Иркутской области Елены Геннадьевны Друсалевич и заместителя начальника того же отдела Татьяны Юрьевны Камашевой рассмотрены практические аспекты ключевых новаций в организации и осуществлении ВФА.
В статье Нонны Грантовны Айрапетян приведены практические рекомендации по анализу организации (обеспечения выполнения) бюджетных процедур учета и отчетности. Это первый этап аудиторского мероприятия по подтверждению достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии. Рекомендации могут быть использованы субъектами внутреннего финансового аудита при формировании программы аудиторского мероприятия, распределении заданий между членами аудиторской группы, оформлении результатов аудиторского мероприятия.