Нас читают

Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
Сентябрь,
Москва

Надзорным органам поручено отчитаться

 07.11.2017       242
Надзорным органам поручено отчитаться

Куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов по итогам заседания правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти дал поручения, согласно которым надзорные ведомства должны будут отчитаться о принятых мерах по оптимизации требований к бизнесу.

Также они должны будут представить информацию о том, как идет актуализация нормативных актов, в которых эти требования содержатся. Кроме того, госорганам предстоит до 15 декабря подготовить списки нормативных актов времен СССР и РСФСР, в которых содержатся запрещенные к проверке требования.

По данным Минюста, не все надзорные ведомства качественно выполняют пункты «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016-2017 годы, связанные с пересмотром и актуализацией требований. К разряду отстающих причислены Минприроды, Минстрой, Минтранс, Минтруд, Роспотребнадзор, Роструд, ФМБА, Россельхознадзор и Росрыболовство. Надзорным ведомствам поручено до 1 декабря отчитаться в Минюст о разработке планов-графиков по исключению устаревших, избыточных и дублирующих требований.

При этом Минпромторгу, МЧС, Росздравнадзору, Росприроднадзору, Россельхознадзору, Ростехнадзору и Ространснадзору необходимо до 15 ноября отчитаться в Минэкономразвития о мерах, которые они приняли по оптимизации обязательных требований, в том числе по отмене неэффективных и избыточных требований к бизнесу.

Кроме того, федеральным органам исполнительной власти поручено направить в Минэкономразвития перечни нормативных актов времен СССР и РСФСР, в которых содержатся обязательные требования, запрещенные к проверке с 1 июля 2017 года, а также план их отмены. Соответствующая норма была введена в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей в июле 2016 года, на ее выполнение надзорным ведомствам был отведен год. Некоторые исключения были сделаны для Минтруда.

«У вас есть анализ, как ведомства этим воспользовались? За год они должны были либо пересмотреть соответствующие нормы, либо отменить их. Представьте анализ, сколько требований и актов существовало и сколько из них надзоры перестали проверять, сколько актов было пересмотрено. Все понимают, что если завтра по требованиям, которые не отменили и которые по закону нельзя проверять, произойдет какое-то несчастье, то Следственный комитет увидит в этом бездействие и халатность», — предупредил Михаил Абызов.

Также министр поручил подготовить списки нормативных актов, которые должны быть актуализированы, если будет решено запретить проверку требований, установленных до 2010 года — даты введения процедуры ОРВ. С такой инициативой ранее выступило Минэкономразвития.

Обобщенные предложения по дальнейшей актуализации требований к бизнесу Минэкономразвития подготовит до 15 февраля 2018 года.

Кроме того, Минэкономразвития с участием Генпрокуратуры должно, согласно поручению Михаила Абызова, до 1 декабря представить предложения по совершенствованию Единого реестра проверок proverki.gov.ru. Этот интернет-ресурс, работу которого курирует Генпрокуратура, заработал с 1 июля 2015 года. Его создание позволило существенно повысить прозрачность контрольно-надзорной деятельности и уменьшить риски необоснованных визитов контролирующих органов к предпринимателям. С 1 июля 2016 года в нем собирается информация не только о федеральных проверках, но и о региональных, а также об их результатах.

В срок до 15 ноября госорганам, наделенным контрольно-надзорными полномочиями, а также ведущим деловым объединениям и бизнес-омбудсмену Борису Титову нужно представить свои рекомендации по доработке реестра, в том числе с точки зрения удобства работы с системой для предпринимателей.

«Нужно собрать все замечания и кляузы на качество работы системы и создать своего рода «книгу жалоб и предложений». Критерии оценки должны быть простыми: удобство интерфейса, скорость работы системы, совместимость «личных кабинетов» с первоначальными данными. Мы должны провести "боевое"испытание всех систем, связанных с ЕРП, чтобы бизнес сказал свое слово, чего ему не хватает. Несвоевременное раскрытие какой информации может нанести ущерб бизнесу? Ваша задача — подготовить целостное представление о развитии Единого реестра проверок и смежных систем для удовлетворения запросов конкретных референтных групп пользователей«, — сказал Михаил Абызов.

Не все надзорные ведомства готовы к тому, чтобы информация об их проверках заносилась в реестр. Так, ФНС и Минфин говорят о нецелесообразности включения в ЕРП информации о налоговых проверках, поскольку это, по мнению чиновников, будет свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика и возможных правонарушениях в его работе, а значит, приведет к имиджевым рискам. Подкомиссия с этой позицией согласилась. В то же время Минфину и ФТС поручено подготовить предложения о размещении в реестре проверок информации о таможенных проверках.

Одно из принципиально важных направлений реформы госконтроля — внедрение риск-ориентированного подхода при проведении проверок. В перспективе с учетом рисков будут осуществляться не только плановые, но и внеплановые проверки. Для этого надзорные органы должны разработать индикаторы риска нарушения обязательных требований. В рамках этой работы такие предложения поручено подготовить Минкомсвязи и Роскомнадзору. Затем они пройдут обсуждение с представителями бизнес-сообщества.

В рамках совершенствования контрольно-надзорной деятельности надзорные ведомства должны проводить научно-исследовательские работы в области внедрения риск-ориентированного подхода. В большинстве случаев НИР проводятся без учета сроков реализации «дорожной карты» по совершенствованию госконтроля, рассчитанной на 2016-2017 годы. В значительной части работ отсутствует анализ практики и статистических данных, что делает эти исследования скорее теоретическими. Положительные практики эксперты отмечают у Ространснадзора, МЧС, Росприроднадзора и Ростехнадзора, их предложено рекомендовать остальным ведомствам.

«Основная задача этих НИРов — получить приборную панель, статистику показателей результативности работы надзорных ведомств, чтобы можно было более качественно управлять рисками и прогнозировать планы по надзорной деятельности. Без цифр и статистики мы находимся в абсолютном вакууме», — отметил Михаил Абызов.

Министр поручил сформировать в открытом доступе библиотеку лучших практик научно-исследовательских работ в области риск-ориентированной контрольно-надзорной деятельности и учесть эти наработки при подготовке Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками. Стандарт разрабатывается в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется под эгидой Открытого правительства.

Источник: Открытое правительство