Нас читают

Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва

Только 37,6% осужденных привлекаются к труду во время отбывания наказания

 24.01.2018       2314
Только 37,6% осужденных привлекаются к труду во время отбывания наказания

Меры по организации трудовой адаптации осужденных, принимаемые ФСИН России в 2014–2016 годах, не привели к росту количества работающих осужденных, повышению уровня оплаты их труда и увеличению объемов производства. Напротив, все эти показатели стабильно ухудшались.

Так, размер среднемесячной заработной платы осужденных не только не достигал МРОТ, что не соответствует требованиям статьи 105 УИК РФ, но был меньше среднемесячной зарплаты в целом по экономике России в 10 раз (например, в 2016 г. — 3,6 тыс. руб. и 36,7 тыс. руб. соответственно).

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности обеспечения привлечения к труду осужденных к лишению свободы» (с контрольно­счетными органами Ярославской, Костромской и Ульяновской областей) и экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности обеспечения привлечения к труду осужденных к лишению свободы». Объектами проверок были: ФСИН России, территориальные органы ФСИН России, органы государственной власти регионов. С докладом выступила аудитор Татьяна Блинова.

Было отмечено, что принимаемые ФСИН России в 2014–2016 гг. меры по организации трудовой адаптации осужденных не привели к росту количества осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, повышению уровня оплаты их труда и увеличению объемов производства. Таким образом, положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. в части организации привлечения осужденных к труду не реализованы, и до настоящего времени не инкорпорированы в подпрограмму «Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний» госпрограммы «Юстиция».

Показатели привлечения осужденных к оплачиваемому труду постоянно ухудшались: в 2014 г. к труду было привлечено 223,2 тыс. осужденных или 41,7% общего количества трудоспособных осужденных, в 2015 г. — 199,6 тыс. или 38,8%, в 2016 г. — 190,2 тыс. или 37,6%. Общий объем производства товаров, выполненных работ и оказанных услуг с привлечением осужденных к оплачиваемому труду за 2014–2016 гг. сократился на 1,4 млрд рублей или 4,2% и составил 31,2 млрд рублей.

В результате такого положения дел объем производства товаров, выполненных работ и оказанных услуг осужденными, был ниже расчетного объема, определенного исходя из возможного привлечения всех трудоспособных осужденных к труду: в 2014 г. на 46,8 млрд руб., в 2015 г. — на 57,2 млрд руб., в 2016 г. — на 56,7 млрд руб.

Был отмечен критически низкий уровень привлечения к труду осужденных на федеральных государственных унитарных предприятиях ФСИН России — ежегодно не более 2%, — при том, что объем поставок продукции для внутрисистемных нужд, производимый ФГУП ФСИН России, составляет более 50 % от общего объема поставок ФСИН России.

Размер среднемесячной начисленной заработной платы осужденных, привлеченных к труду, в 2014–2016 гг. не достигал МРОТ, что не соответствует требованиям статьи 105 УИК РФ. В 2014–2016 гг. удельный вес осужденных-сдельщиков, не выполняющих нормы выработки, в их общей среднесписочной численности, составлял ежегодно не менее 68,5%. «С одной стороны данный показатель свидетельствует о низкой заинтересованности осужденных в выполнении норм выработки, с другой стороны такая ситуация ставит под сомнение объективность установления норм выработки, которые не могут быть выполнены осужденными с учетом их профессиональной квалификации, устаревшего оборудования и несовершенства организации производственных процессов. В результате оплата труда осужденных опускается ниже установленного минимального размера, так как она увязана с выполнением норм выработки», — сказала аудитор Татьяна Блинова.

Кроме того размер среднемесячной начисленной заработной платы осужденных, привлеченных к труду был в несколько раз ниже уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в целом по экономике России и ниже уровня размеров заработных плат по соответствующим видам экономической деятельности. Так, размер начисленной среднемесячной заработной платы осужденных в 2014 г. составлял 3 тыс. руб., в 2015 г. — 3,2 тыс. руб., в 2016 г. — 3,6 тыс. руб. Для сравнения: размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в целом по экономике России в 2014 г. составил 32,5 тыс. руб., в 2015 г. — 34 тыс. руб., в 2016 г. — 36,7 тыс. руб.

Низкий уровень заработной платы не позволял осужденным в полной мере погашать требования исполнительных документов и возмещать расходы, связанные с их содержанием. Так объем недополученных доходов в виде возмещения осужденными, привлеченными к оплачиваемому труду, расходов по своему содержанию за 2014–2016 гг. составил расчетно более 15,1 млрд рублей.

Были выявлены проблемы нормативно-правового характера. Например, в УФСИН России по Костромской области отсутствуют локальные нормативные акты, регулирующие оплату труда осужденных, что противоречит нормам трудового законодательства. Подведомственные учреждения УФСИН России по Ярославской области также как и УФСИН России по Костромской области не были выполнены требования по разработке систем нормирования труда.

ФСИН России предпринимает недостаточные меры по профессиональному обучению осужденных: доля прошедших обучение осужденных по отношению к численности подлежавших обучению в 2014­2016 гг. снизилась с 82,3% до 63,4%. При этом доля трудоустроенных осужденных после прохождения обучения в данном периоде ежегодно не превышала 50%. Так, например, в Амурской области в 2014-2015 гг. из 1,6 тыс. прошедших обучение не было трудоустроено ни одного осужденного, в Еврейской автономной области из 294 прошедших обучение было трудоустроено только 20 осужденных.

Аудитор Татьяна Блинова обратила внимание на то, что износ производственного оборудования, производственных зданий и сооружений ФСИН России оценивается как критический: доля оборудования со сроком эксплуатации более 10 лет составляет 49,8%, свыше 20 лет — 26,2%. При этом, по словам Татьяны Блиновой, учреждения уголовно-исполнительной системы не соблюдают установленный минимальный норматив (40%) направления отчислений от прибыли, полученной от приносящей доход деятельности, на содержание и укрепление материально-технической базы, модернизацию и развитие производства, создание дополнительных рабочих мест. Так, на указанные цели в 2015 г. учреждениями УИС направлено только 542,95 млн руб. (или 27,7% прибыли), в 2016 г. — 681,8 млн руб. (или 38,9%).

Мероприятия по оказанию содействия в трудовой занятости осужденных в период отбывания наказания и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, реализовывались в 2014–2016 гг. только в 14 регионах с общим объемом ресурсного обеспечения в сумме 154 млн рублей. «Принимая во внимание проводимую в настоящее время „ревизию“ расходных обязательств регионов в преддверии перехода на модельный бюджет, существуют значительные риски сокращения указанных мер и объемов финансирования», — отметила аудитор.

ФСИН России ненадлежащим образом организован ведомственный контроль, что привело к нарушениям в сфере закупок для государственных нужд. Например, УФСИН России по Костромской области в 2015 г. были заключены с использованием преференций госконтракты с ФКУ ИК-3 УФСИН России по Костромской области на поставку овощей на общую сумму 100,97 млн руб., при этом исполнение госконтрактов осуществлялось сторонними организациями, не являющимися учреждениями уголовно­-исполнительной системы.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления об устранении нарушений во ФСИН России, УФСИН России по Костромской области, УФСИН России по Ярославской области, обращение в Генеральную прокуратуру, информационное письмо и отчеты о результатах мероприятий в Минюст России, информацию об основных итогах и отчеты о результатах мероприятий в палаты Федерального Собрания, отчет о результатах параллельного контрольного мероприятия в Контрольно-счетную палату Ярославской области, Контрольно-счетную палату Костромской области и Счетную палату Ульяновской области.

Источник: Счетная палата РФ