Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Нас читают

Преимущества удаленного аудита (контроля)

 21.02.2018       12135
Преимущества удаленного аудита (контроля)
Благодаря новым информационным технологиям Счетная палата в 2017 году выявила в 2 раза больше нарушений.

За последние несколько лет значительно повысилась роль информационных технологий в деятельности Счетной палаты. Основными достижениями в этой области стала разработка и внедрение двух крупных информационных систем, направленных на повышение эффективности государственного финансового аудита и контроля:

— Информационно-аналитической системы удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты (ИАС УВГА) и

— Государственной информационной системы для размещения информации о проведении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений.

ИАС УВГА была создана Счетной палатой в 2015 году для проведения контрольных и экспертных действий без выезда на объект аудита и контроля. Эта информационная система имеет доступ к информационным системам федеральных органов исполнительной власти и может обрабатывать их данные для нужд Счетной палаты при проведении проверок.

ИАС УВГА предоставляет возможность осуществлять поиск и получать всю необходимую информацию, в том числе первичные документы по объектам проверок в онлайн режиме, автоматизированно выявлять нарушения без выезда на объект проверки.

Например, автоматизированным способом Счетная палата может выявлять такие нарушения, как несоблюдение сроков размещения утвержденного плана-графика закупок, заключения государственного контракта, распределения и доведения лимитов бюджетных обязательств ведомствами до подведомственных получателей, а также неприменение мер ответственности по контракту (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) к недобросовестному поставщику (подрядчику, исполнителю), нарушения предельных размеров авансовых платежей по государственным контрактам, превышение нормативных затрат на отдельные виды товаров, работ, услуг, и предельные цены на них.

Удаленный аудит позволяет проводить постоянный мониторинг и контроль деятельности объектов аудита и контроля, что дает возможность более оперативного реагирования в отличие от информации, получаемой на основании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий при выезде на объекты.

Удаленный аудит также позволяет существенно повысить оперативность и обоснованность принятия решений на этапе формирования планов проверок отдельными инспекциями и планирования деятельности Счетной палаты в целом.

В 2017 году информационная система была задействована в большинстве проведенных проверок — более 240 мероприятий. Значительное увеличение выявленных нарушений в 2017 году (6517 нарушений на сумму 1,881 трлн рублей, для сравнения в 2016 году — выявлено 3855 нарушений на сумму 965 млн рублей), обусловлено в первую очередь использованием информационной системы.

В информационной системе автоматизированное выявление нарушений осуществляется по 85-ти видам нарушений и их количество постоянно увеличивается. Например, только нарушений сроков размещения информации, в том числе документов, объектами контроля Счетной палаты в единой информационной системе в сфере закупок выявлено в количестве 857 случаев.

В настоящее время активно развивается портал по государственному аудиту, где все результаты проверок и отчеты находятся в открытом доступе.

Это не просто сайт — это аналитическая система для размещения информации с предоставлением пользователям возможности формирования информации в различных аналитических разрезах. Основной предпосылкой для его создания стало отсутствие в России единого информационного ресурса, аккумулирующего информацию о деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля.

В эксплуатацию портал был введен в 2016 г. Счетная палата является оператором данной государственной информационной системы и осуществляет с ее помощью координацию деятельности всех органов государственного и муниципального финансового контроля, которых на федеральном уровне и уровне бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 256 государственных органов, а также 324 муниципальных контрольно-счетных органов.

В 2017 г. к работе в информационной системе были подключены все органы внутреннего государственного финансового контроля федерального уровня в лице региональных управлений Федерального казначейства, а также значительная часть контрольно-счетных органов регионов, всего 379 органов государственного и муниципального финансового контроля.

Портал представляет собой единую федеральную государственную информационную систему, позволяющую обеспечивать автоматизацию планирования и учета результатов проведения госаудита, в том числе мер, принимаемых проверяемыми ведомствами по устранению выявленных нарушений.

Портал состоит из открытой части, обеспечивающей общий доступ к информации о проведении госаудита и закрытой части, предназначенной для размещения контрольными органами информации о проведении контрольных мероприятий.

Портал, кроме обеспечения публичности госаудита и упрощения проведения мониторинга и анализа, обеспечивает решение таких задач, как введение единых справочников и классификаторов в этой сфере, удобное проведения ведомствами внутреннего финансового аудита, автоматизирование деятельности органов контроля посредством предоставления структурированной информации и возможности ее обработки.

С 2016 года Счетная палата активно стала привлекать граждан к участию в своих проверках. На портале ежемесячно проводятся опросы среди населения.

Опросы проводятся в целях определения наиболее «наболевших» для общества тем, формирования на основе получаемых результатов предмета и объекта проверок, а также получения информации от общества об изменении ситуации в соответствующих сферах, которые уже были затронуты контрольными мероприятиями.

В течение 2017 года было проведено 25 опросов населения о качестве выполнения объектами контроля и аудита государственных функций и оказания услуг населению, результаты которых были использованы Счетной палатой при планировании и проведении 32 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, объектами которых были 47 государственных органа и организации.

Источник: Счетная палата РФ