44‑ФЗ доведут до совершенства

Минфин России, ФАС и Федеральное казначейство подготовили пакет поправок в Закон № 44-ФЗ. О предлагаемых законопроектом новациях, о работе антимонопольной службы в условиях пандемии журналу «Финконтроль» рассказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Михаил Яковлевич ЕВРАЕВ.

— По словам заместителя министра финансов Алексея Михайловича Лаврова «оптимизационный» пакет поправок в Закон № 44-ФЗ станет одним из самых масштабных — его проект занимает более 300 страниц! В случае его принятия мы получим полностью переписанный 44-ФЗ?

— Нормативная правовая система должна быть устойчивой, но, к сожалению, сейчас в ней много ляпов. Поэтому ее надо довести до нормального уровня, после чего вносить изменения крайне редко и консервативно, чтобы и заказчики, и предприниматели работали в спокойном режиме, а не открывали для себя каждый день новые изменения в законе.

Этот законопроект готовился совместно Минфином, ФАС и Казначейством России. Многие положения 44-ФЗ будут принципиально изменены в целях упрощения и повышения эффективности закупочных процедур, мотивации добросовестных предпринимателей и предупреждения сговоров на торгах. Важно, что все наши предложения нашли отражение в этом законопроекте.

— Из этого многостраничного труда какие новации вы бы назвали ключевыми?

— Документ предусматривает сокращение количества способов проведения закупок, полный отказ от цикличности. Заказчику не потребуется повторно объявлять торги, если никто не пришел на них, он сможет обратиться в антимонопольный орган для согласования заключения контракта с единственным поставщиком.

В целях борьбы со схемами для формального отклонения участников в законопроект включены предложения ФАС России по распространению «согласия», введенному в сфере строительства, и на остальные закупки работ и услуг, а также с определенными особенностями на закупку товаров. Это позволит уйти от требований к предпринимателям заполнять многостраничные заявки и исключит искусственные причины для отклонения участников.

Подать жалобу на закупку сможет только то лицо, которое имеет опыт исполненного контракта (договора) на сумму не менее 20 процентов от его начальной цены для всех закупок свыше 20 миллионов рублей. Для развития добросовестной конкуренции вводится рейтинг деловой репутации предпринимателей.



Мы ушли от многостраничных заявок участников в стройке, но они остались по другим направлениям, такого быть не должно, как и «отложенного» старта торгов, позволяющего заранее определить круг участников. Для снижения возможности сговора на торгах и предупреждения незаконного распространения информации о его участниках предлагается начинать проведение аукционов через два часа после окончания срока подачи заявок для всех видов товаров, работ, услуг.

В рамках борьбы с профессиональными жалобщиками и в целях повышения качества исполнения контрактов по Закону № 44-ФЗ вводится универсальная предквалификация. Подать жалобу на закупку сможет только то лицо, которое имеет опыт исполненного контракта (договора) на сумму не менее 20 процентов от его начальной цены для всех закупок свыше 20 миллионов рублей. Для развития добросовестной конкуренции вводится рейтинг деловой репутации предпринимателей.

В целях сбалансированности прав и обязанностей сторон совершенствуется процедура одностороннего расторжения контрактов. Предприниматели получат право обжаловать решение заказчика об одностороннем расторжении контракта.

Кроме того, поправками расширяется функционал ЕИС. Все жалобы будут подаваться исключительно через эту информационную систему с автоматическим уведомлением всех заинтересованных лиц. Также в ЕИС планируется перевести всю претензионную переписку.

— Законопроект предлагает решение давнишней проблемы профессиональных жалобщиков. Почему выбран предел именно 20 миллионов? Задержка профессиональными жалобщиками закупки стоимостью 10 миллионов наносит меньший ущерб?

— Устанавливать универсальную предквалификацию от нуля нельзя, иначе мы создадим «закрытый клуб» и новые компании на торги по 44-ФЗ прийти не смогут. Была определена планка 20 миллионов рублей, поскольку это максимальная сумма закупки для субъектов малого предпринимательства. Было решено остановиться на этом показателе, чтобы не плодить разнообразие цифр в законе. На торги до 20 миллионов рублей можно приходить без универсальной предквалификации, на торгах свыше 20 миллионов рублей уже необходимо иметь опыт исполнения контракта на сумму не менее 20 процентов от контракта, на который претендует компания.

— Еще на одной новации хотелось бы остановиться — введение рейтинга деловой репутации. На пресс-конференции в ИА «Россия сегодня» вы сказали, что за данным инструментом будущее контрактной системы. Как он будет формироваться и как будет исключаться коррупционная составляющая?

— Введение рейтинга деловой репутации в 44-ФЗ и 223-ФЗ будет большим прорывом в развитии госзаказа и создаст предпосылки для качественного повышения уровня добросовестной конкуренции.

Рейтинг должен формироваться автоматически на основе данных ЕИС о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов. Компании, за плечами которых большое количество качественно исполненных контрактов, должны иметь экономические преференции, какие именно — это вопрос, который сейчас находится в проработке.

— Как сказались ограничения, введенные в связи с пандемией, на контроле ФАС в сфере закупок? Как осуществлялось рассмотрение дел?

— Распространение COVID-19 является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчики вправе проводить закупку у единственного поставщика. Однако в этом случае закупка у единственного поставщика должна обладать причинно-следственной связью между предметом закупки и обстоятельством непреодолимой силы. ФАС России давала соответствующие разъяснения в марте этого года. С ними можно ознакомиться на нашем официальном сайте fas.gov.ru/ckeditor_assets/attachments/1049/doc02512220200319161729.pdf.

Анализ практики показывает, что в ряде случаев заказчики, ссылаясь на распространение COVID-19, осуществляют закупку у единственного поставщика, например при ремонте административного здания или при закупке услуг по содержанию объектов капстроительства. Очевидно, такие закупки не имеют какой-либо взаимосвязи с распространением коронавирусной инфекции и в силу закона должны проводиться в конкурентной среде.

Заказчики, ссылаясь на распространение COVID-19, осуществляют закупку у единственного поставщика, например при ремонте административного здания или при закупке услуг по содержанию объектов капстроительства.



Кроме того, в ряде случаев были выявлены неправомерные отмены заказчиками закупок за пределами регламентированного срока, в том числе когда уже прошли торги и определен победитель. При этом заказчики ссылались на распространение COVID-19, в то же время проверки по нескольким контрактам показали отсутствие взаимосвязи между отменой контракта и COVID-19.

По результатам таких проверок были приняты соответствующие меры реагирования, в том числе по поступившим в ФАС обращениям от ОНФ и других общественных организаций. В случае выявления таких нарушений заказчикам выдаются предписания, должностные лица привлекаются к административной ответственности, информация по ним также может быть передана в правоохранительные органы.

COVID-19 заставил нас оперативнее развивать бизнес-процессы внутри службы. Если до этого мы проводили в формате видео-конференц-связи только рассмотрение жалоб на закупки свыше 1 миллиарда рублей (fas.gov.ru/documents/686320) и обсуждали правоприменительную практику с участием представителей территориальных управлений ведомства, органов исполнительной власти субъектов и муниципалитетов (fas.gov.ru/p/videos/2790), то с момента наступления пандемии COVID-19 дистанционный режим стал приоритетной формой (fas.gov.ru/news/29927) проведения комиссий по рассмотрению жалоб и вопросов о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Конечно, право сторон на очное участие в заседаниях сохраняется, для чего необходимо подать заявление для оформления пропуска на вход в здание центрального аппарата или территориального управления ФАС России.

Мы получили много обращений от предпринимателей и заказчиков о сохранении этой практики, именно поэтому дистанционное рассмотрение становится приоритетной формой работы при сохранении прав участников на очное участие в заседаниях.

За первое полугодие 2020 года в ФАС России поступило 46 тысяч жалоб.



 Сказалась ли пандемия на количестве жалоб? Изменились ли темы жалоб?

— В первом квартале 2020 года в ФАС России и ее территориальные органы поступило свыше 19,5 тысячи жалоб, во втором квартале, то есть в период пандемии, их уже было 26,8 тысячи. Всего число жалоб за первое полугодие превысило 46 тысяч.

Число обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) во втором квартале снизилось до 5,3 тысячи по сравнению с первым кварталом (6,6 тысячи). В период пандемии увеличилось количество обращений о включении в реестр, связанных с невозможностью исполнения обязательств по контракту, а также уклонением хозяйствующих субъектов от заключения контракта вследствие распространения коронавирусной инфекции и сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки.

Что касается тематики жалоб, то к нам поступали обращения, связанные с неопределенностью в исчислении сроков ввиду введения нерабочих дней. Конечно, при принятии решений по жалобам и вопросам включения компаний в РНП мы исходили из экономической ситуации, сложившейся в связи с COVID-19.

С декабря 2019 года по май 2020 года в ФАС России поступило свыше 3,4 тысячи жалоб на закупки в рамках нацпроектов.



— Не могу не затронуть еще одну тему  тему реализации нацпроектов. Что показывает мониторинг и контроль эффективности национальных и федеральных проектов, осуществляемый антимонопольными органами?

— Мы усилили контроль по закупкам в рамках национальных проектов. Ведется мониторинг таких закупок, и в случае выявления признаков нарушений также проводится проверка.

За период с декабря 2019 года по май 2020 года к нам поступило свыше 3,4 тысячи жалоб на закупки в рамках нацпроектов. При этом большая часть из них касается нацпроектов «Жилье и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Почти по 1,5 тысячи жалоб были установлены нарушения. В 254 случаях нарушения были вызваны требованиями в документации, которые приводили к ограничению количества участников.

 Одна из ключевых задач ФАС  закрыть все белые пятна в правоприменительной практике, унифицировать правоприменительную практику с точки зрения качества и сроков принятия решений. Каких результатов удалось достичь?

— Для обсуждения и единого понимания всех сложных вопросов мы на постоянной основе в формате видео-конференц-связи проводим совещания с участием представителей территориальных управлений ФАС, органов исполнительной власти субъектов и муниципалитетов. Для того чтобы минимизировать количество белых пятен по спорным вопросам, мы готовим соответствующие разъяснения (fas.gov.ru/spheres/5?type=type_of_document_134). При этом мы смотрим за сроками принимаемых решений и анализируем их качество по всем территориальным управлениям ФАС, от Калининграда до Владивостока. Из вышедших разъяснений хочу обратить внимание на три ключевых: разъяснение по «крупной сделке» (fas.gov.ru/documents/686931), по допуску компаний к строительству на основании постановления № 99 (fas.gov.ru/documents/686713) и по "используемому"/"поставляемому" товару (fas.gov.ru/documents/686843).

— С 1 июля 2020 года постановление Правительства РФ от 30 июня 2020 года № 961 утвердило размеры Н(М)ЦК, при превышении которых заказчики согласовывают заключение госконтрактов с единственным поставщиком с ФАС, правила согласования и необходимые формы. С чем связан пересмотр порядка? Как известно, по старым правилам предельных размеров Н(М)ЦК для согласования с контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком не было, в новом — появились.

— Данный акт разработан во исполнение требований 44-ФЗ. Согласно документу, если на дату окончания срока подачи заявок не подано ни одной заявки либо все заявки отклонены, то заказчик согласовывает заключение контракта с единственным поставщиком на сумму от 1 тысячи рублей с региональным контрольным органом в сфере закупок или ФАС России в зависимости от того, для чьих нужд проводится закупка (муниципального, субъектового или федерального уровня).

Если же только одна заявка на участие в закупке признана соответствующей требованиям, то заказчик согласовывает заключение контракта на сумму от 250 миллионов рублей с региональным контрольным органом в сфере закупок, а на сумму свыше 500 миллионов рублей — с ФАС России. Это сделано для контроля соответствия документации заказчиков требованиям законодательства.

— И заключительный вопрос. Регулятор практически полностью переписал 44-ФЗ и мало касается 223-ФЗ. В то же время есть мнение, что и этот закон нужно серьезно совершенствовать. А какова ваша позиция? У вас имеются какие-то предложения по данной теме?

— Необходимость развития 223-ФЗ подтверждается и предпринимателями, и множеством запросов со стороны самих госкомпаний об урегулировании тех или иных вопросов. Мы получаем много писем от предпринимателей об отсутствии единых требований к участникам и составу заявок, требований к обоснованию Н(М)ЦК, возможности заключения контракта у единственного поставщика и проведении неконкурентных закупок без ограничений, отсутствии порядка заключения (исполнения) договора и включения компаний в РНП.

Важно в 223-ФЗ предусмотреть и механизмы, положительно работающие в 44-ФЗ, а также те нормы, которые пока только предполагается внедрить для госзаказа. Это рейтинг деловой репутации предпринимателей, универсальная предквалификация на торгах, перевод взаимодействия между заказчиками и участниками закупок в ЕИС, введение единой формы банковской гарантии, осуществление закупок по 223-ФЗ на ограниченном количестве электронных площадок, развитие закупок через электронный магазин.

Хотелось бы, не впадая в крайности, обеспечить развитие законодательства по закупкам. Специально для этого был сформирован экспертный совет при ФАС России по 223-ФЗ. Нужны единые подходы к закупкам как для заказчиков и предпринимателей, так и для унификации работы ФАС. Качество поправок в 223-ФЗ во многом будет зависеть от активности самих участников экспертного совета.