ВФА должен стать действенным инструментом руководителя
Об организации системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и методологических пробелах, наличие которых не всегда позволяет выстроить четкую систему ведомственного контроля, рассказывает начальник контрольно-ревизионного управления ФАНО России Андрей Юрьевич ПЕТРОВ.
— Андрей Юрьевич, один из трендов развития системы финансового контроля страны — это усиление роли и значимости внутреннего финансового контроля. Вы согласны с утверждением экспертов, что ВФК должен стать основой системы? Как организован ВФК в ФАНО и его территориальных органах и подведомственных организациях?
— Идея создания внутреннего контроля стала обсуждаться уже сравнительно давно. Значимость финансового контроля в современной системе хозяйствования и направления его развития были определены еще в Лимской декларации руководящих принципов контроля (1977 год), а также в декларации 2002 года принципов деятельности контрольно-счетных органов РФ, которые впоследствии нашли свое отражение в Бюджетном кодексе. С развитием и укреплением системы государственного финансового контроля должна одновременно укрепляться и развиваться система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных распорядителей бюджетных средств.
Выход постановления Правительства РФ № 193 (март 2014 года) по времени почти совпал с периодом образования нашей организации — Федеральное агентство научных организаций было создано в конце 2013 года. Получается, что мы с момента своего образования имели базовые документы, согласно которым и начали строить единую систему внутреннего финансового контроля и аудита. Ее прообразом были текущий и последующий контроль главного распорядителя бюджетных средств: первый — на уровне финансово-экономического управления, управления бухгалтерского учета и отчетности, а последующий контроль — в рамках работы контрольно-ревизионного управления.
Сейчас текущий и предварительный финансовый контроли перешли во внутренний финансовый контроль, а последующий контроль — в аудит, но не полностью. В положении каждого главного распорядителя, в том числе и ФАНО, записано, что мы осуществляем проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования федерального имущества подведомственной организации. То есть у нас помимо блока чисто финансового контроля еще есть блок проверок финансово-хозяйственной деятельности и использования федерального имущества. Более того, постановление Правительства РФ № 89 обязывает главного распорядителя проверять еще и закупки. Есть ряд документов, которые обязывают учредителя проверять подведомственную сеть. Таким образом, система организации контрольной работы ФАНО состоит из трех блоков:
- блока внутреннего финансового контроля;
- блока внутреннего финансового аудита;
- блока комплексных и тематических ревизий и проверок деятельности подведомственных организаций.
Что касается двух последних блоков, то за них и организационно, и методически отвечает контрольно-ревизионное управление. Ответственность за внутренний финансовый контроль распределяется
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»