Закупки в сфере строительства. Что нового?
Закупки в строительной области уже давно нуждались в дополнительном регулировании. В последнее время нормативно-правовая база по регламентации контрактных отношений в этой отрасли значительно скорректирована. В статье рассмотрены основные изменения законодательства.
Ксения Андреевна РОДИОНОВА, заместитель начальника Управления контроля в сфере закупок — начальник отдела предварительного контроля Главного контрольного управления города Москвы
Графики выполнения и графики оплаты
С 1 января 2019 года контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства должны содержать графики выполнения строительно-монтажных работ и графики оплаты выполненных работ. Методика их составления утверждена приказом Минстроя России от 5 июля 2018 года № 336/пр.
Согласно указанной методике график выполнения строительно-монтажных работ разрабатывается в соответствии с утвержденной проектной документацией на строительство (реконструкцию объекта) и рабочей документацией в случае ее наличия.
Степень детализации и количество этапов исполнения контракта определяются заказчиком самостоятельно исходя из архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, в зависимости от условий контракта и специфических особенностей объекта закупки.
При утверждении графика оплаты выполненных работ заказчику следует учесть такие моменты, как наименование объекта, этапы выполнения работ, размер и сроки выплаты аванса, сумма оплаты по каждому этапу, доля выполненного этапа в цене контракта. Указанные меры помогут сделать закупку на строительство более прозрачной и понятной с точки зрения сроков реализации проекта по строительству.
Дополнительные требования
В апреле 2019 года были внесены кардинальные изменения в постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг...» в части ужесточения требований к участникам закупок, осуществляющим работы по строительству и реконструкции, в случае если Н(М)ЦК равна или превышает 10 миллионов рублей.
Так, работы строительные были разделены на следующие виды:
- работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта;
- работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. К линейным объектам согласно Градостроительному кодексу относятся линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии.
- работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
В соответствии с введенными новшествами сумма опыта в денежном выражении по выполнению строительных работ будет пропорционально зависеть от Н(М)ЦК закупки:
- 50% Н(М)ЦК при закупке, Н(М)ЦК которой превышает 10 миллионов рублей;
- 40% Н(М)ЦК при закупке, Н(М)ЦК которой превышает 100 миллионов рублей;
- 30% Н(М)ЦК при закупке, Н(М)ЦК которой превышает 500 миллионов рублей;
- 20% Н(М)ЦК при закупке, Н(М)ЦК которой превышает 1 миллиард рублей.
При подтверждении опыта участника по выполнению аналогичных работ предметом ранее исполненного контракта или договора должны быть работы на таком же объекте, то есть опыт по объектам капстроительства нельзя подтвердить контрактом либо договором на линейный объект, и наоборот.
Также указанными изменениями снижен порог Н(М)ЦК до 100 миллионов рублей, при превышении которого заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки при проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по строительству, капитальному ремонту и сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов строительства, автомобильных дорог.
Порядок оценки
Изменения коснулись и порядка оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). В качестве нестоимостных критериев оценки заявок участников при осуществлении закупок по строительству заказчики теперь смогут использовать только квалификацию участника. Предельное значение указанного критерия решено увеличить с 20 до 40%.
Важно
При подтверждении опыта участника по выполнению аналогичных работ предметом ранее исполненного контракта или договора должны быть работы на таком же объекте, то есть опыт по объектам капстроительства нельзя подтвердить контрактом либо договором на линейный объект, и наоборот.
Для оценки заявок участников заказчик в документации может установить один или несколько показателей, касающихся исполненных контрактов (договоров) на строительные работы:
- общая стоимость исполненных контрактов;
- общее количество контрактов;
- наибольшая цена одного из контрактов или договоров.
Согласно указанным изменениям заказчик самостоятельно выбирает вид объекта, по которому будет происходить оценка выполненных строительных работ. Например, к оценке по опыту могут приниматься:
- объекты капстроительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, а также автодороги;
- объекты, относящиеся к тому же виду, что и объект, на котором должны быть выполнены строительные работы;
- объекты капстроительства, включающие объекты, относящиеся к тому же виду, что и объект, на котором должны быть выполнены строительные работы.
В целях плавного перехода на стандартизацию закупок Минпромторг России принял решение об отложении срока обязательного применения до 1 января 2020 года типовых контрактов при осуществлении закупок проектных и изыскательских работ, закупок по строительству, реконструкции объектов капстроительства. Указанные изменения внесены в приказы Минстроя России от 5 июля 2018 года № 397/пр, № 398/пр.
Изменения 44?ФЗ
С июля 2019 года вступил в силу, за исключением отдельных положений, Федеральный закон от 1 мая 2019 года № 71?ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указанный нормативный правовой акт внес огромные коррективы в систему закупок, в том числе и по строительным работам.
Теперь при осуществлении закупок строительных работ, реконструкции, капремонта, сноса объекта капстроительства с Н(М)ЦК до 2 миллиардов рублей минимальный срок подачи заявок, который может установить заказчик, составляет не менее семи календарных дней. Упрощается и сама процедура закупок строительных работ. В случае наличия проектной документации заказчик должен в обязательном порядке включать ее в документацию о закупке (статья 33 Закона № 44?ФЗ). Участнику в данном случае необходимо дать только согласие в первых частях заявки на участие в аукционе (часть 3.1 статьи 66 Закона № 44?ФЗ). При этом электронный аукцион в данном случае проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в нем.
Изменения коснулись и исполнения контрактов по строительству. Учитывая особенности технического и технологического процесса строительства, проектирования объектов и выполнения работ по реконструкции, законодатель расширил возможность по данным предметам изменять существенные условия контрактов (статья 95 Закона № 44?ФЗ).
Так, при изменении объема и/или видов выполняемых работ по контракту на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объекта культурного наследия допускается изменение цены контракта не более чем на 10%. Если строительный контракт заключен на срок не менее чем три года и цена указанного контракта составляет или превышает 1 миллиард рублей, существенные условия возможно изменить на основании решения высшего исполнительного органа субъекта РФ.
Для строительных контрактов с аналогичной ценой (1 миллиард рублей и выше), но со сроком действия не менее одного года возможно увеличение цены и срока исполнения контракта не более чем на 30%. При этом заказчику нужно оформить в письменной форме обоснование такого изменения на основании решения высшего исполнительного органа субъекта РФ.
Также допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срок, установленный контрактом при его заключении, в случае если наступили непредвиденные обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Срок исполнения разрешено увеличить, и если контракт нельзя реализовать вовремя по вине подрядчика. В этом случае до начала процедуры продления срока исполнения контракта заказчик должен начать претензионную работу по взысканию штрафов, а подрядчик — оплатить выставленную неустойку.
Вывод
Сегодня закупки в строительной отрасли нашли более четкое отражение в новой редакции закона о контрактной системе и получили более детальную регламентацию на уровне подзаконных актов. Принятые изменения позволяют сократить время проведения закупочных процедур. Заказчики получают возможность вносить изменения в заключенные контракты с учетом текущего состояния строительства объекта.
Для договоров инженерно-технологического присоединения законодательно введена возможность изменения любых существенных условий. В процессе строительства технические условия в 90% случаев меняются, так как итоговая нагрузка и мощности выверяются уже на завершающем его этапе. Ранее изменять технические условия нормы закона о контрактной системе не позволяли.
Подтверждаем опыт
Формальным подтверждением опыта будут являться копия исполненного контракта (договора), копия акта (актов) выполненных работ, копия разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию (в случаях, предусмотренных законодательством). Копии последнего акта и разрешения на ввод в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Для подтверждения опыта при осуществлении закупок строительных работ некапитального характера и работ по благоустройству территории участнику можно представить как контракты на капитальное строительство, так и на некапитальное. Аналогичные правила действуют и для закупок работ по ремонту или содержанию автомобильных дорог.