Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Проверки выполнения государственных заданий: есть вопросы

Органы государственного финансового контроля имеют значительный опыт проверок формирования и выполнения государственных заданий, а также принятия мер по устранению выявляемых нарушений. Однако вопросы при проведении контрольных мероприятий возникают до сих пор.

Радмила Владимировна ОИНЧИНОВА, начальник отдела контрольно-ревизионной работы Министерства финансов Республики Алтай

Без финансового обеспечения

Необходимость установления для бюджетных и автономных учреждений государственного (муниципального) задания, формируемого в соответствии с определенными уставом основными видами деятельности, прямо предусмотрена нормами Федеральных законов № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Исключением являются учреждения здравоохранения, которые могут реализовывать свою основную деятельность в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по ОМС.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ и поступлений от выполнения работ, оказания услуг за плату. При этом исходя из пункта 4 статьи 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, пункта 6 статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ следует, что выполнение работ, оказание услуг, относящихся к основной деятельности бюджетных и автономных учреждений, для граждан и юридических лиц за плату возможны, если эти работы (услуги) производятся сверх объемов доведенного государственного (муниципального) задания либо им не предусмотрены. Таким образом, поступления от приносящей доход деятельности могут быть только дополнением к финансовому обеспечению за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы.

Вместе с тем в ряде субъектов РФ, в том числе в Республике Алтай, автономные учреждения, осуществляющие государственную экспертизу, фактически не имеют бюджетного финансирования для выполнения государственных заданий. При проверке достоверности отчетности о выполнении государственного задания данными учреждениями возникает вопрос о правомерности ее проведения. Фактически контролю подвергается приносящая доход деятельность учреждения, в то время как полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля ограничены проверкой использования средств соответствующих бюджетов бюджетной системы.

Госзадание — на аутсорсинг

Согласно нормам Бюджетного кодекса РФ государственные услуги физическим и юридическим лицам могут быть оказаны органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами.

Например

Бюджетное учреждение социальной защиты населения передало на аутсорсинг услуги социального обслуживания в форме на дому и в полустационарной форме в размере 86,5 и 6% от предусмотренных государственным заданием показателей объема соответственно.

Установлено, что при расчете базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг расходы на аутсорсинг фактически отнесены на затраты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги с начислениями на выплаты по оплате труда.

Государственное задание признано невыполненным, в том числе в связи с недостижением установленных показателей качества государственных услуг: анкетирование в целях оценки уровня удовлетворенности получателей услуг в оказанных социальных услугах в форме на дому и в полустационарной форме проведено в отношении 46 и 5% получателей услуг соответственно.

Органы государственной власти (органы местного самоуправления), осуществляющие государственную политику в установленных сферах деятельности, вправе организовать процесс оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам путем:

  • создания и финансирования за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы подведомственного учреждения, которое своими силами и средствами будет оказывать государственные услуги определенным категориям юридических (физических) лиц согласно выданному учредителем государственному заданию;
  • передачи оказания государственных услуг организациям любой формы собственности, в том числе в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На практике установлен случай передачи государственным бюджетным учреждением на аутсорсинг оказания государственных услуг, относящихся к основной деятельности учреждения и предусмотренных государственным заданием. То есть фактически учреждение выступило посредником между своим учредителем и организацией — третьим лицом, оказавшим услуги получателям. При этом осуществление такой закупки бюджетным учреждением не отвечает требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, так как ее нельзя рассматривать как закупку, направленную на удовлетворение нужд самого учреждения. Кроме того, подобная ситуация рассматривается органами ФАС как нарушение норм Федерального закона №  135-ФЗ «О защите конкуренции» о запрете совмещения функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

На данный момент законодательство не содержит определения понятия «аутсорсинг», также отсутствуют официальные разъяснения о возможностях полной или частичной передачи на аутсорсинг оказания услуг, относящихся к основной деятельности учреждений.

Возврат средств при невыполнении

Проблемным остается вопрос возврата средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания при недостижении учреждением установленных показателей качества и (или) объема.

К сожалению, в большинстве своем контроль учредителей за выполнением государственными (муниципальными) учреждениями доведенных заданий носит формальный характер и сводится лишь к камеральной проверке предоставляемой учреждениями отчетности. Реальное положение дел возможно установить лишь при проведении выездной проверки путем сопоставления данных отчетности о выполнении государственного (муниципального) задания и первичных документов.

Нормы регионального законодательства в соответствии с требованиями статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ предусматривают, по сути, добровольный порядок возврата учреждениями средств субсидии в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания с учетом возможных (допустимых) отклонений. Как показывает практика, большинство учреждений, не выполнивших государственное задание, не имеет при этом остатков средств субсидии на его выполнение.

Законодательство не определяет источник средств, за счет которого учреждения должны осуществлять возврат в доход соответствующего бюджета указанных остатков средств субсидии на выполнение государственного задания.

По мнению Минфина России (письма от 12 апреля 2016 года № 02-01-09/20629, 14 сентября 2017 года № 02-07-10/59464), возврат остатков субсидии на выполнение государственного задания возможно осуществлять как за счет образовавшихся у бюджетных и автономных учреждений неиспользованных остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений (в том числе за счет средств на выполнение государственного задания текущего года). Исключение — средства, предоставленные учреждениям в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 и статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, если учреждение в случае отсутствия (либо недостаточности) средств от приносящей доход деятельности возмещает средства субсидии в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания, за счет средств субсидии на выполнение государственного задания текущего года, это ставит под угрозу его выполнение.

Кроме того, если ранее органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по результатам проведенных проверок достоверности отчетности о выполнении государственного (муниципального) задания направляли в адрес учреждений представления и (или) предписания, то исходя из норм статей 270.2 и 306.1 Бюджетного кодекса в редакции Федерального закона №  199-ФЗ такое не представляется возможным. До устранения возникшего правового пробела органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля остается лишь привлекать виновных должностных лиц учреждений к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.5-1 КоАП РФ, размер штрафа по которой несоразмерен с суммами выявляемых нарушений.

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено