Проверяем корректность применения СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»
Один из самых важных федеральных стандартов бухгалтерского учета «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» вступил в действие с 2019 года. В статье рассмотрены основные вопросы, на которые должны обратить внимание контролеры в ходе своих проверок.
Наталия Михайловна ГУСЕВА, государственный советник
В
Что должно быть включено в учетную политику
В учетной политике для целей бухучета должны присутствовать:
1. Рабочий план счетов, где на выбор прописываются:
-
26-значные номера счетов бухучета, которые применяет учреждение; - коды счетов бухучета и правила, определяющие как формировать номера счетов.
Также в рабочем плане счетов закрепляются аналитические коды и счета, которые учреждения ввели самостоятельно.
2. Описание методов оценки отдельных видов имущества и обязательств и порядка оформления постановки на учет, выбытия объектов, информации об этом в бухгалтерской отчетности.
3. Правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и информация о сроках передачи первичных учетных (сводных) документов по графику документооборота или порядку взаимодействия структурных подразделений и ответственных лиц. В случае если учет ведет централизованная бухгалтерия, дополнительно должна быть прописана технология представления и обмена учетной информацией.
4. Порядок признания и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты.
5. Порядок проведения инвентаризации активов, обязательств, имущества за балансом, других объектов бухучета.
6. Формы первичных документов, регистров бухучета и других документов, по которым нет унифицированных форм. При этом такие формы должны содержать все обязательные реквизиты, которые перечислены в пункте 25 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».
7. Порядок проведения внутреннего финансового контроля.
8. Порядок передачи бухгалтерских документов при смене руководителя и главного бухгалтера учреждения.
9. Другие документы, которые необходимы для организации и ведения бухучета и формирования отчетности. Например, положение о том, какие резервы создавать, и методы их учета.
10. В учетной политике бюджетных и автономных учреждений, которые исполняют полномочия ПБС, — порядок ведения бюджетного учета по операциям, осуществляемым в рамках этих полномочий.
Что не должно быть включено в учетную политику
- Выдержки из инструкций по бухучету. В частности, не нужно переписывать слова «при ведении бухгалтерского учета применяется метод начисления». Указано должно быть только то, что учреждение выбрало из предлагаемых инструкциями и правилами вариантов. Например, какой из трех методов амортизации принят за основу, как при этом вести учет по забалансовым счетам, по какой стоимости списывать материальные запасы, как делать проводки, согласованные с учредителем.
- Нормы трудового, гражданского и налогового законодательства. Они не относятся к правилам бухучета. Например, порядок расчета командировочных и начисления зарплаты регулируется трудовым законодательством и локальными актами учреждения. А отношения с контрагентами — гражданским законодательством и законами о закупках.
- Личные данные сотрудников, например Ф. И. О. Ведь, если сотрудник уволится, учетную политику придется корректировать, а делать это можно только в исключительных случаях.
- Способы и методика учета, которые не относятся к видам деятельности учреждения.
Такой вывод следует из статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402?ФЗ, пункта 4 методических рекомендаций, которые доведены письмом Минфина России от 31 августа 2018 года № 02-06-07/62480.
Срок действия учетной политики
Срок, в течение которого действует учетная политика, законодательством не установлен. Но, как правило, учетную политику утверждают один раз и применяют последовательно из года в год. Такой
вывод следует из частей
Раскрытие учетной политики
В новом стандарте требуется раскрытие информации об учетной политике в интернет-ресурсах. Возникают вопросы: когда необходимо размещать информацию и в каком объеме. В данном случае четких требований нет. Раскрытие учетной политики в интернете осуществляется путем публикации на сайте копии учетной политики или информации о ней, то есть организация имеет право не полностью публиковать свою учетную политику. Вопрос о сроках опубликования должен решать учредитель. Если указания учредителя касаемо этих позиций есть, то контролеру необходимо проверить их исполнение.
Учетную политику для целей бухучета составляют для того, чтобы установить правила ведения бухучета в конкретном учреждении с учетом его специфики. Формируют ее исходя из особенностей структуры, выполняемых полномочий или функций, отраслевых и других особенностей деятельности. Отраслевые особенности могут быть установлены в учетной политике учредителя. Это установлено частью 2 статьи 8 закона № 402?ФЗ, пунктом 7 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», пунктом 6 инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Форма учетной политики
Форма учетной политики произвольная. Руководитель утверждает ее документом, который принят практикой делопроизводства учреждения: приказом, распоряжением, постановлением, порядком и т. д. Кроме того, учреждение вправе оформить политику как в едином документе, который включает всю информацию о всей совокупности способов ведения бухучета, так и в отдельных документах. Это следует из частей 1 и 3 статьи 7 закона № 402?ФЗ, пункта 8 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» и разъясняется в пунктах 4, 5 методических рекомендаций к ним.
Подписи и согласование
В законодательстве о бухучете нет указаний на то, что главный бухгалтер должен подписывать или согласовывать учетную политику. Главбух или другой ответственный сотрудник разрабатывает учетную политику, а утверждает ее руководитель учреждения. Поэтому при рассмотрении вопроса о том, надлежащим ли лицом подписан документ, ревизор должен руководствоваться требованиями руководителя, вышестоящей организации или порядком документооборота.
С учредителем согласовываются правила отражения операций в бухучете, которые не установлены федеральными стандартами, инструкциями по бухучету или другими правовыми актами о бухучете. Например, если введена корреспонденция счетов, которой нет в инструкциях по бухучету. В остальных случаях согласовывать учетную политику с учредителем или ГРБС не нужно. Но вышестоящая организация вправе потребовать согласования в целях осуществления ведомственного контроля. Учредитель делает это, чтобы обеспечить сопоставимость учетных данных подведомственных учреждений в сводной отчетности. Бухгалтерские проводки для учреждений установлены инструкциями № 162н, № 174н, № 183н, прописывать их в учетной политике не нужно.
Важно
Стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» утвержден приказом Минфина от 30 декабря 2017 года № 274н. Методические рекомендации Минфина России по применению стандарта доведены письмом от 31 августа 2018 года № 02-06-07/62480.
Анализ последствий изменений
Следует отметить, что учреждение должно осуществлять анализ последствий изменений учетной политики, особенно это необходимо в части стоимостной их оценки. Необходимо определить, как изменения повлияют на сопоставимость показателей отчетности за разные периоды. Контролер должен проверить, содержится ли информация о значительных изменениях в пояснительной записке к учетной политике. Исключение — поправки, вызванные изменением законодательства. Их анализировать и пояснять не нужно.
Проверяем разделы
Необходимо убедиться, что учетной политикой установлены методы, которыми определяются оценочные значения — сроки полезного использования и справедливая стоимость имущества, величина резервов, амортизационных отчислений, доходов и расходов будущих периодов.
В раздел «Методы оценки» должно быть включено общее правило определения оценочного значения показателя на тот случай, если возникнет необходимость применять показатель, оценочное значение которого в учетной политике не предусмотрели. Например, можно указать, что показатель оценивает бухгалтер на основе профессионального суждения.
Например
Изменение в учетной политике метода оценки безвозмездно поступившего имущества — существенное изменение, так как влияет на сопоставимость отчетных показателей и меняет финансовый результат. Такого рода изменения учреждение должно согласовать с учредителем, а информацию о них раскрывать в отчетности (в пояснительной записке к отчету или в отдельном сопроводительном письме). Кроме того, в учреждении должно быть сформировано профессиональное суждение о существенности изменений.
В разделе «Финансовые результаты» должен быть прописан порядок, по которому признаются доходы в учете, а также документы-основания. Учетная политика должна включать в себя особенности признания доходов, если они не установлены в федеральных стандартах.
Также в разделе о финансовых результатах должны быть указаны правила расчета резерва под сомнительную задолженность, а также установлена периодичность его создания. С 2019 года учреждения обязаны формировать резерв для сомнительной задолженности по доходам. Кстати, сомнительную и безнадежную дебиторскую задолженность выявляет комиссия по поступлению и выбытию активов. Поэтому эта новая функция включается в положение о комиссии.
В разделе «Отчетность» необходимо проверить наличие описания способов определения классификации денежных потоков в случае, если у организации есть денежные поступления или выбытия, которые в стандарте не описаны. Это необходимо учреждению, чтобы заполнить отчет о движении денежных средств. Правила классификации денежных потоков установлены в СГС «Отчет о движении денежных средств».
В разделе «Признание в учете и раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты (СПОД)» должны быть указания, кто принимает решение о том, относить ли факт хозяйственной деятельности к событиям после отчетной даты. Например, это может делать главный бухгалтер на основе профессионального суждения.
С отчетности 2019 года СПОД учитывается по правилам СГС «События после отчетной даты». По его трактовке существует два вида таких событий:
- подтверждающие — связаны с фактами, уже существовавшими на отчетную дату. Таким образом, они уточняют, отменяют или определяют более точно размер финансовых последствий уже существовавших событий. Например, после отчетной даты подтверждены признаки безнадежной дебиторской задолженности, изменилась кадастровая оценка земли, зарегистрировано право оперативного управления;
- указывающие (свидетельствующие) — связаны с фактами, которые произошли между отчетной датой и датой подписания или принятия отчетности. Например, в этот период начался судебный процесс по прошлогодним событиям, утрачена значительная часть имущества в результате стихийного бедствия.
Перечень фактов хозяйственной жизни, которые надо относить к событиям после отчетной даты, перечислен в пункте 7 СГС «События после отчетной даты».