Упрощенное осуществление ВФА

Нужно ли торопиться с выбором такого способа организации ВФА, как упрощенное его осуществление? Об этом рассуждает Владимир Васильевич Михеев, руководитель проекта Центра исследования бюджетных отношений.

С 2020 года осуществление внутреннего финансового аудита во всех публично-правовых образованиях должно осуществляться в соответствии с федеральными стандартами ВФА. Приказом Минфина России от 18 декабря 2019 года № 237н был утвержден федеральный стандарт «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита».

Одним из способов организации ВФА, определенных вышеназванным федеральным стандартом, является самостоятельное выполнение руководителем организации — участника бюджетного процесса, наделенного бюджетным полномочием по осуществлению ВФА, действий, направленных на достижение целей ВФА. Этот способ организации должен предположительно решить проблему тех участников бюджетного процесса, кто в силу ряда причин не имеет возможности создать отдельное подразделение ВФА, наделить полномочиями по осуществлению ВФА отдельное должностное лицо или передать кому-либо такие полномочия. То есть, иными словами, помочь подавляющему числу органов местного самоуправления и муниципальных казенных учреждений. Минфин России придает развитию данного способа важное значение. Это видно из того, что в числе первых изменений в федеральные стандарты ВФА предусмотрено расширение возможностей по выбору вышеназванного способа организации ВФА за счет смягчения обязательных требований (приказ Минфина России от 23 июня 2020 года № 150н).

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться

0
sorts@bratsk-city.ru

Руководитель не участвует, а непосредственно выполняет бюджетные операции, в частности в соответствии со ст. 7 402-ФЗ ОРГАНИЗУЕТ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета. Руководитель не принимает на себя обязанность выполнять функции подчиненных, а при надлежащем осуществлении ими внутреннего контроля за выполняемыми функциями принимает на себя ответственность за качество их работы.

ИмяЦитировать
0
Владимир Михеев

К сожалению, комментарий читателя не содержит четкого указания на отношения автора комментария к тем положениям статьи, о которых он отзывается. Но, судя по использованию частицы «не» и в первой, и во второй части своего комментария, читатель считает данные положения неправильными или, как минимум, спорными.

Напомним, о чем идет речь в статье в отношении участия руководителя в выполнении бюджетных операций (действий). Одним из обязательных требований для организации ВФА по упрощенной схеме является (цитата из стандарта) «в) выполнение руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств операций (действий) по выполнению бюджетных процедур».

По мнению автора, эта формулировка означает личное выполнение руководителем всех бюджетных операций (действий). В противном случае, данное положение стандарта не имеет смысла, поскольку руководитель априори внутри каждой из бюджетных процедур выполняет те или иные операции (действия), начиная с принятия и оформления решения на начало бюджетной процедуры и заканчивая утверждением (согласованием, одобрением, подписанием и т.д.) результата ее выполнения. В статье автором подчеркнуто, что результат выполнения такого требования абсурден. И именно через такое, достаточно жесткое, высказывание в отношении результата обращено (надеемся) внимание разработчиков стандарта на необходимость всерьез подходить к формулировкам правовых норм.

Таки образом, посыл автора к читателям заключается в предупреждении: прежде чем использовать легкий путь, убедитесь, что он действительно легкий. А стандарты ВФА не дадут вам убедиться в этом, поскольку используемый в них понятийный аппарат непрозрачен. Посмотрите определения бюджетной процедуры (которая, кстати, вообще не используется в бюджетном законодательстве, кроме стандартов ВФА) и операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры. И у вас возникнет вопросов больше, чем вы получите ответов. Перечень процедур не определен, под операцией каждый может понимать свое. Но самое неприятное, проверяющие из Федерального казначейства могут это трактовать по-своему.

Посыл автора к разработчикам стандарта вполне понятен: внимательно смотрите что пишете в нормативном правовом акте.

Вторая часть комментария читателя, которая затрагивает несколько другой аспект все той же проблемы, вызывает у автора ряд встречных вопросов. Главный из них следующий: а за что происходящее в организации ее руководитель не отвечает? Есть ли что-то такое в деятельности организации вообще? Автор полностью согласен с тем, что руководитель не должен пытаться все делать сам, иначе он плохой руководитель. Но ответственность на нем лежит за все недостатки, нарушения, недоработки. Вне зависимости от надлежащего или ненадлежащего осуществления подчиненными внутреннего контроля. Кстати сказать, исключение из системы внутреннего контроля самого руководителя невозможно, но это предмет отдельного разговора.

Автор статьи выражает глубокую признательность автору комментария за отклик, который не только позволяет понять важность затронутой в статье проблематики, но и помогает определить дальнейшие направления развития темы ВФК и ВФА в работе автора.

ИмяЦитировать
Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено