Координация контрольной деятельности в сфере закупок: опыт Московской области
В Московской области каждое профильное ведомство должно координировать работу органов местного самоуправления по соответствующему направлению. Такая задача поставлена губернатором области. Главное контрольное управление Московской области координирует контрольную деятельность органов ОМСУ в сфере закупок и в бюджетно-финансовой сфере (в том числе по части 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ). Координация работы ведомственного контроля в сфере закупок центральных исполнительных органов государственной власти (ЦИОГВ) и государственных органов (ГО) тоже входит в обязанности Мособлконтроля. Как это происходит на практике, рассказывает первый заместитель начальника Главного контрольного управления Московской области Олег Григорьевич Дьяченко.
Подходы к координации деятельности
В процессе координации контрольной деятельности мы выработали следующие подходы.
В Московской области ежегодно заключается почти 400 тысяч контрактов на 400 миллиардов рублей.
Количество муниципальных заказчиков — около 6 тысяч, заказчиков уровня субъекта — около 800.
Контрольные органы в сфере закупок и БФС созданы в 60 городских округах, органы ведомственного контроля в сфере закупок созданы в 30 ЦИОГВ и ГО.
1 Непосредственное встраивание контролера в контролируемый процесс (контроль не постфактум, а там, где это возможно: предварительный либо немедленный (оперативный) в момент возникновения нарушения). Такой подход меняет парадигму контроля, поскольку основная оценка работы контрольного органа все меньше основывается на традиционных показателях контрольной деятельности, таких как количество проверок, представлений, предписаний, протоколов, штрафов, а в большей степени — на показателях контролируемого процесса.
2 Постепенная передача контроля на машинный уровень (контроль на уровне цифрового процесса). Следует отметить, что в Московской области накоплен интересный опыт в сфере цифровизации процесса подготовки проектов контрактов и их исполнения. Сегодня машины берут на себя все больший объем контрольных задач, тем самым минимизируя либо полностью исключая риск нарушений. Например, если раньше объем акта плановой проверки по части 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ составлял не один десяток листов, то сегодня — лишь несколько страниц. Количество нарушений стало существенно меньше. Это стало возможным благодаря внедрению технологии «Умный контракт».
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»