Неэффективное использование бюджетных средств: проблемы применения мер ответственности
Принципы целевого и эффективного использования, с точки зрения законодателя, имеют равное и первостепенное значение при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. На протяжении многих лет неизменна позиция законодателя по обозначению нецелевого расходования бюджетных средств как грубого нарушения в деятельности получателей бюджетных средств. Но ситуация с отсутствием какого-либо правового урегулирования вопроса ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств видится разбалансированной. В статье руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Ольги Валентиновны Соколовой — конкретные предложения по решению данной проблемы.
В рамках осуществления Управлением Федерального казначейства по Республике Мордовия полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю выявляются нарушения, в том числе квалифицируемые как неэффективное использование бюджетных средств. Но если, например, в случае обнаружения нецелевого, неправомерного использования бюджетных средств итоги проверок имеют дальнейшую вполне конкретную реализацию, то в случае неэффективного использования все гораздо сложнее. Принимаемые по итогам проверок меры направлены в первую очередь на предотвращение подобных нарушений в будущем (профилактическое значение) и в конечном итоге на повышение уровня управления в бюджетной сфере и соблюдение порядка использования бюджетных средств. Однако, на наш взгляд, указанным конечным целям внутреннего финансового государственного контроля не в полной мере соответствует существующая ситуация с недостаточным правовым регулированием применения мер ответственности за совершение обширной группы нарушений, объединенных общим понятием «неэффективное использование бюджетных средств».
За
В силу существующего правового регулирования и в рамках полномочий органа контроля в случае установленного неэффективного использования бюджетных средств возможно только направление представления объекту контроля. В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ представление должно содержать в том числе требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения. Мы зачастую останавливаемся именно на такой формулировке, так как ситуации, когда невозможно возложить на объект контроля финансовое бремя устранения нарушения в силу его неустранимости и отсутствует реальный ущерб федеральному бюджету, нередки.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»