Неэффективное использование бюджетных средств: проблемы применения мер ответственности

Принципы целевого и эффективного использования, с точки зрения законодателя, имеют равное и первостепенное значение при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. На протяжении многих лет неизменна позиция законодателя по обозначению нецелевого расходования бюджетных средств как грубого нарушения в деятельности получателей бюджетных средств. Но ситуация с отсутствием какого-либо правового урегулирования вопроса ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств видится разбалансированной. В статье руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Ольги Валентиновны Соколовой — конкретные предложения по решению данной проблемы.

В рамках осуществления Управлением Федерального казначейства по Республике Мордовия полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю выявляются нарушения, в том числе квалифицируемые как неэффективное использование бюджетных средств. Но если, например, в случае обнаружения нецелевого, неправомерного использования бюджетных средств итоги проверок имеют дальнейшую вполне конкретную реализацию, то в случае неэффективного использования все гораздо сложнее. Принимаемые по итогам проверок меры направлены в первую очередь на предотвращение подобных нарушений в будущем (профилактическое значение) и в конечном итоге на повышение уровня управления в бюджетной сфере и соблюдение порядка использования бюджетных средств. Однако, на наш взгляд, указанным конечным целям внутреннего финансового государственного контроля не в полной мере соответствует существующая ситуация с недостаточным правовым регулированием применения мер ответственности за совершение обширной группы нарушений, объединенных общим понятием «неэффективное использование бюджетных средств».


За 2019–2021 годы ревизоры-контролеры Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия неэффективное использование бюджетных средств выявили по результатам 73 контрольных мероприятий на общую сумму более 338 миллионов рублей. При этом реальное устранение нарушений объектами контроля, в том числе добровольное, за три года составило всего чуть более 5 миллионов рублей.

В силу существующего правового регулирования и в рамках полномочий органа контроля в случае установленного неэффективного использования бюджетных средств возможно только направление представления объекту контроля. В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ представление должно содержать в том числе требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения. Мы зачастую останавливаемся именно на такой формулировке, так как ситуации, когда невозможно возложить на объект контроля финансовое бремя устранения нарушения в силу его неустранимости и отсутствует реальный ущерб федеральному бюджету, нередки.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено