Контроль организации бесплатного школьного питания: опыт Красноярска
Организация школьного питания в Красноярске находится под постоянным контролем депутатского корпуса города. По поручению депутатов КСП города Красноярска только за последние годы провела три тематических мероприятия по данной теме. О том, что показали проверки, рассказала председатель КСП города Красноярска Светлана Григорьевна Алдашова.
В Красноярском крае бесплатное питание обучающихся организовано еще с 2006 года. Первоначально Закон Красноярского края №
Нормативная правовая база
Сегодня указанные на рисунке категории обеспечиваются горячим питанием в следующих формах:
- обучающиеся по программам основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях: в первую смену — бесплатным горячим завтраком, во вторую смену — бесплатным горячим обедом;
- обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях, подвозимых к данным организациям школьными автобусами: в первую смену — горячим обедом, во вторую смену — полдником;
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья: горячим завтраком и горячим обедом — в первую смену, горячим обедом и полдником — во вторую смену.
Кроме того, указанные категории детей получают бесплатное горячее питание, даже если они обучаются в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Администрация города Красноярска также предусмотрела дополнительную меру социальной поддержки: обеспечение питанием за счет средств городского бюджета детей, посещающих группы продленного дня, из семей со среднедушевым доходом ниже установленной в районах края величины прожиточного минимума (постановление администрации города Красноярска от 21 апреля 2011 года № 140).
Таким образом, после изменения в 2020 году Федерального закона «Об образовании» и введения нормы об обеспечении не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием учеников начальной школы право на бесплатное горячее питание в Красноярске имеют семь категорий обучающихся.
В городе Красноярске число учащихся, получающих бесплатное питание, с 2006 года возросло в четыре раза: с 14 до 56 тысяч человек по итогам 2021 года.
Стоимость школьного питания (по цикличному меню) ежегодно индексируется.
Стоимость питания
Школьное питание в поле зрения депутатов
Организация питания обучающихся школьников и дошкольников находится в поле зрения депутатского корпуса. С 2019 года КСП города Красноярска по поручению депутатов провела три тематических мероприятия. В текущем году нам предлагают провести две проверки — использования бюджетных средств на обеспечение питанием детей в детских дошкольных учреждениях и средств на оснащение оборудованием школьных столовых.
Столь пристальное внимание депутатов объясняется социальной значимостью темы, интересом к ней большого количества горожан, также вспышками инфекционных болезней. К тому же в СМИ постоянно публикуются материалы, вскрывающие проблемы и недостатки в организации питания. В 2020 году в Красноярске изменилась система школьного питания: организация питания в школах краевого центра передана новому муниципальному автономному учреждению города — МАУ «Центр питания» (далее — Центр питания). Однако обращения родителей по поводу некачественного питания существенно не сокращаются, депутатский контроль обнаруживает новые факты нарушений. Рассмотрим результаты наших экспертно-аналитических и контрольных мероприятий.
Организация питания до 2020 года: нарушения и недостатки
До 2020 года главным оператором питания выступало муниципальное предприятие «Школьный комбинат питания» (далее — предприятие). Оно обслуживало 75% школ Красноярска. В рамках нашего первого экспертно-аналитического мероприятия, посвященного организации школьного питания, мы проанализировали финансово-хозяйственную деятельность данного предприятия. Были выявлены следующие нарушения:
1При проведении совместных закупок в целях организации школьного питания уполномоченный орган не разъяснил муниципальным образовательным учреждениям, почему целесообразно применять единые методы определения Н(М)ЦК; не указал на необходимость соблюдать требования законодательства при заключении контрактов с единственным поставщиком во избежание дробления закупок. Как следствие, перед участием в закупочных процедурах предприятие не проводило расчеты для подтверждения экономической обоснованности, а предусмотренная законодательством предельная торговая надбавка в размере 60% использовалась не в полном объеме. Все это создавало излишнюю нагрузку на финансово-хозяйственную деятельность муниципального предприятия, приводило к завышению себестоимости, росту кредиторской задолженности и увеличению размера убытков.
Кроме того, в течение 2019 года для безусловного заключения контрактов по организации горячего питания предприятие снижало Н(М)ЦК на 12–13%, что уменьшало ее прибыль до 0%.
2Из-за отсутствия на предприятии внутреннего финансового контроля и зачастую формального контроля со стороны учредителей допущены нарушения и недостатки в использовании средств на общую сумму более 13 миллионов рублей, муниципального имущества, что повлекло административную ответственность по статьям 15.1 и 15.11 КоАП РФ. Так, к примеру, были завышены закупочные цены на приобретение сырья (мяса, круп, овощей) в сравнении со средними ценами в городе Красноярске. Предприятие неправомерно расходовало средства на приобретение продуктов, которые не допускаются санитарными нормами при организации общественного питания в образовательных учреждениях (например, копченой колбасы). В одной из школ при взвешивании порции оказались меньше заявленного веса. Вес порции салата «Степной», поданного на стол на троих учащихся вместо 240 граммов составил 134 грамма. На момент проверки порции раскладывались на глаз, завесы пустой тары работники пищеблока не осуществляли.
3На предприятии выявлены и коррупционные риски: не использовалась контрольно-кассовая техника. Это притом что бюджетные средства составляют лишь 25%, а наличные средства родительской платы — 75%. Не внедрена система безналичных расчетов за питание обучающихся (систему внедрило крайне незначительное число школ). Цена договора поставки продукции формировалась на основании коммерческого предложения одного поставщика (а не нескольких), условия договора не исключали закупки у аффилированных лиц. При исполнении контрактов предприятие допускало завышение стоимости услуг в части торговой наценки, зафиксированной условиями закупки в размере 13%, путем занижения стоимости продуктов питания (в разрезе меню). Наличную выручку в кассу сдавали водители-экспедиторы, в должностные обязанности которых инкассация денежных средств не входит, и договоры материальной ответственности с ними не заключены. Соответственно, подтвердить правильность сданных объемов денежных средств в таких случаях не представилось возможным.
Все эти нарушения лишь эпизоды на фоне главного — ненадлежащего ведения бухгалтерского учета, непроведения инвентаризации и завышения цен на продукты питания. В настоящее время предприятие находится в стадии банкротства и продажи имущества. Заведены уголовные дела в отношении руководителей предприятия и уполномоченных органов администрации города.
Организация питания после 2020 года: нарушения и недостатки
В связи с изменениями системы школьного питания в 2020 году депутатский корпус города настоял на проведении проверки нового муниципального автономного учреждения города — МАУ «Центр питания», которому согласно уставу поручено организовать питание в школах краевого центра.
Учитывая произошедшие на тот момент изменения федерального законодательства и начало деятельности нового Центра питания, мы глубоко погрузились в тему. Проанализировали все изменения в федеральные законы «Об образовании» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов», методические рекомендации, санитарные нормы и правила. Такой анализ позволил нам получить представление о системе школьного питания, основанной на переходе к индустриальным способам производства питания, закрепленным еще Национальной стратегией действий в интересах детей на
Выводы по результатам проверки использования средств, направленных муниципальному автономному учреждению «Центр питания»
По итогам углубленного анализа мы сформулировали недостатки нормативного правового регулирования. Так, длительные сроки разработки Правительством Красноярского края стандарта качества оказания рассматриваемой нами услуги не позволили нормативно закрепить суть и механизмы реализации пилотного проекта в школах краевого центра в отношении переданных государственных полномочий по организации горячего питания для обучающихся начальной школы, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся из семей с малым среднедушевым доходом. При отсутствии регионального стандарта администрация города посчитала нецелесообразным разработку муниципального стандарта качества оказания услуги по организации питания учащихся в группах продленного дня — инициативного обязательства бюджета города Красноярска.
Мы также обратили внимание на несоответствие пилотного проекта действующему законодательству в части передачи функций по осуществлению закупок услуг питания учреждению, которое не является ни образовательной организацией, ни организацией общественного питания.
Установлены недостатки Концепции развития системы школьного питания города Красноярска на период до 2023 года в части обеспечения контроля качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях. Контроль возложен не на сами образовательные организации, а на организаторов питания, что в нашем случае означает — на поставщиков.
Также в ходе проверки мы запросили у территориального подразделения Роспотребнадзора результаты комплексных проверок пищеблоков 102 школ города. Неудовлетворительные итоги надзорных проверок были включены в отчет. Ну и результаты нашего аудита еще раз подтвердили неэффективность действий учредителя по контролю за муниципальным имуществом.
Проверке подверглась вся деятельность Центра питания, поскольку, помимо расходов на мероприятия по организации питания, учреждению предусматривались средства на выполнение муниципального задания и субсидии на создание и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. В проверяемый пандемийный 2020 год объемы финансирования расходов на организацию и обеспечение питанием обучающихся 1–4-х классов были существенно сокращены. Профинансировано было более 34% от исчисленной потребности — 187,2 миллиона рублей, а использовано 133 миллиона рублей, или 70,7% от финансирования. Средства, перечисленные Центру питания на его содержание и развитие материальной базы пищеблоков школ, в размере 10 миллионов рублей использованы в полном объеме.
Какие нарушения были выявлены? По 14 контрактам на обеспечение питанием и поставку оборудования для пищеблоков установлены нарушения требований законодательства, в том числе с признаками административных правонарушений. Выявлены признаки коррупционных рисков. Так, подрядчик по одному из договоров является аффилированным лицом в отношении заместителя директора по коммерческим вопросам, который на момент принятия решения о заключении данного договора выполнял функции председателя комиссии по закупкам. Кроме того, указанный договор заключен до внесения самой закупки в план закупок Центра питания. Начальная максимальная цена договора по данной закупке определялась на основании коммерческих предложений юридических лиц, не имеющих в присвоенных ОКВЭД соответствующую деятельность. Большое количество разнородных кодов ОКВЭД, присвоенных субподрядчику, имеет признаки посредника.
В текущем году деятельность Центра питания также будет в поле нашего зрения. Мы проверим поставку продукции и соответствие цикличному меню выдаваемых детям объемов порций.