Удержание из оплаты по госконтракту

По общему принципу контрактной системы государственный или муниципальный заказчик обязан оплачивать контракт лишь в том случае, когда полностью доволен его исполнением. Логичным продолжением этого принципа является право заказчика удержать часть оплаты за нарушения, допущенные поставщиком. Однако для реализации этого права заказчику необходимо исполнить несколько условий. Что это за условия, рассказывает Дмитрий Александрович Казанцев, кандидат юридических наук.

Правильные формулировки

Прежде всего стоит помнить о том, что право заказчика на взыскание с поставщика неустойки не означает автоматической возможности удерживать такую неустойку из оплаты по контракту. При этом, например, по умолчанию штраф, пеня и неустойка могут быть удержаны из обеспечения контракта. Право заказчика «производить оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) или вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней» было подтверждено в том числе письмом Минфина России от 20 мая 2022 года № 24-06-08/46828.

Для реализации названного права пункт 2 части 14 статьи 34 Закона № 44-ФЗ позволяет заказчику включить в контракт условие об удержании суммы неисполненных поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, из суммы, подлежащей оплате поставщику. Эта формулировка вполне логична: каждый участник закупки может ознакомиться с текстом будущего контракта, в том числе и с этой нормой, сразу же после объявления закупки. И если после ознакомления он подает заявку, значит, такое дополнительное право заказчика на одностороннее удержание штрафных санкций поставщик готов принять.

Таким образом, удержать штрафы, пени из суммы оплаты возможно при сочетании двух условий:

— заказчик прописал свое право на удержание в одностороннем порядке в тексте контракта;

— заказчик направил поставщику требование об уплате неустойки, пени или штрафа, а поставщик это требование не исполнил.

Заказчику не стоит забывать о том, что, даже если штраф или неустойка удержаны из суммы, подлежащей выплате по контракту и деньги фактически не переводились поставщику, эти средства по смыслу части 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ все равно считаются не экономией, а неналоговыми доходами бюджета. Соответственно, они подлежат зачислению в бюджет и распределению в порядке статьи 40 БК РФ.

Правильное обоснование

Частью 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлена императивная для заказчика норма о том, что, если поставщик не исполнил или ненадлежаще исполнил свои обязательства, предусмотренные контрактом, заказчик направляет ему требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). А к этому требованию, в свою очередь, необходимо приложить обоснование. Таким образом, для удержания пени и штрафа из суммы оплаты по контракту заказчику важно не только зафиксировать это свое право в контракте, но и озаботиться надлежащим оформлением:

— акта о неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком своих обязанностей по договору;

— требования об уплате поставщиком штрафа (пени, неустойки) за нарушение условий контракта.

И для того, и для другого документа действующим закупочным законодательством не предусмотрено строгой формы. Однако это не означает, что к их оформлению можно отнестись небрежно. На практике качество оформления именно этих документов влияет не только на возможность заказчика удержать часть оплаты по контракту, но и на его шансы подтвердить свое право на это удержание в случае спора.

Так, в акт о нарушении контрактных условий необходимо включить по меньшей мере следующее:

ссылку на конкретную норму контракта, которую заказчик считает нарушенной;

ссылку на норму контракта и/или действующего законодательства, которой предусмотрена возможность применения к поставщику санкций за данное нарушение;

описание фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о нарушении норм контракта;

раскрытие причинно-следственной связи между фактическими обстоятельствами, свидетельствующими о нарушении норм контракта, и нарушением прав и законных интересов заказчика, причинением ему вреда и/или созданием риска наступления иных неблагоприятных последствий.

Важно не только грамотно составить акт (в нескольких экземплярах), но и заверить его подписями ответственных лиц. В случае полного или частичного отказа поставщику в оплате по контракту суды все чаще обращают внимание на квалификацию тех экспертов, которые выдали отрицательное заключение относительно качества исполнения контракта.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено