Актуальные направления контроля и аудита

Развитие внешнего государственного контроля и аудита происходило и происходит в русле изменений экономики страны, цифровизации и многих других процессов. Эти вопросы обсудили сенаторы, представители Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ на одном из мероприятий в Совете Федерации.

В 2023 году Россия отметила 30-летие российской Конституции и российского парламентаризма. Одной из ключевых задач для сформированных в 1993 году палат Федерального собрания стала организация парламентского контроля. Сегодня главным инструментом осуществления парламентского контроля является Счетная палата РФ.

Тот факт, что Конституция РФ была принята в 1993 году, а закон о Счетной палате РФ — только в 1995 году, говорит о том, что процесс построения системы контроля был весьма сложным. Как вспомнил В. П. Горегляд, главный аудитор Банка России, шли очень жесткие споры о том, каким быть контролю. Главными противниками принятия закона о Счетной палате выступали исполнительная власть и администрация Президента РФ. «Только благодаря большому компромиссу удалось принять этот закон, — считает Горегляд. — Каждое полномочие СП вызывало массу споров. Я хорошо помню, как в Конституционном суде рассматривался вопрос, имеет ли право Счетная палата осуществлять текущий оперативный контроль за исполнением бюджета. А что касалось анализа проектировок бюджета, участия в подготовке заключений, на это, можно сказать, было наложено табу». Как отметил спикер, тогда в ОИВ доминировало мнение, что у каждой ветви власти — исполнительной, законодательной, президентской — должен быть свой орган контроля. Таким образом, порождалась ненужная конкуренция, и объекты контроля до конца не понимали, кто же их проверяет, в каком объеме, у кого какой функционал. «Между Росфиннадзором и Счетной палатой РФ постоянно шел спор — кто главнее и кто будет осуществлять проверки на тех или иных объектах», — рассказал Горегляд. Сейчас это все в прошлом. Сегодня сложилась достаточно сбалансированная, гармонизированная система государственного финансового контроля, в которой законодательное регулирование осуществляется на всех уровнях: это и законы № 6-ФЗ и № 43-ФЗ, и соответствующие статьи в Бюджетном кодексе. Содержательные компетенции различают деятельность тех или иных контрольных органов.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено