Потребители рекомендаций Счетной палаты заинтересованы в их качестве
По итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата, кроме отчета, формирует предложения (рекомендации) по устранению выявленных недостатков и нарушений, а также причин их появления. О том, что это за практика, журналу «Финконтроль» рассказал Андрей Николаевич Батуркин, аудитор Счетной палаты.
— Андрей Николаевич, Счетная палата только за 2023 год подготовила 539 рекомендаций по итогам своих мероприятий. Всего же с 2019 по 2023 год контрольное ведомство выдало 3074 рекомендации. Это огромный объем работы, немалые трудозатраты. Насколько они нужны и важны для объектов контроля?
— Прежде всего отмечу, что подготовка предложений (рекомендаций) по итогам наших мероприятий — это не частная инициатива Счетной палаты. В статье 5 Закона № 41-ФЗ определены задачи высшего контрольного органа. Одной из них является анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными ресурсами, выработка предложений по их устранению. Далее по тексту закона есть несколько отсылок к тому, что в полномочия Счетной палаты входит выработка предложений, в том числе по итогам проверки исполнения бюджета, по устранению выявленных нарушений и их причин. Также в соответствии со статьей 29 Закона №
То есть механизм рекомендаций в правовом поле существует более 20 лет, с момента принятия закона. Другой вопрос, что до 2019 года рекомендации носили скорее общий характер. В них были представлены идеи о том, что можно было бы исправить объекту контроля для повышения эффективности его деятельности.
С приходом в Счетную палату А. Л. Кудрина ситуация поменялась. Он выступил за более внимательное отношение именно к вопросу формирования рекомендаций. В связи с чем в Стратегии развития Счетной палаты на
В декабре 2021 года Счетная палата проводила опрос среди сотрудников федеральных органов исполнительной власти. В исследовании приняли участие порядка
В то же время мы понимаем, что можем подсказывать объектам контроля, как улучшить их деятельность, и готовы делиться знаниями. Сделать это через классический инструмент — представление — затруднительно. Представление — это юридический документ, требующий от объекта контроля устранить в установленный срок выявленное в ходе проверки нарушение. Выбора у объекта контроля, исполнять или не исполнять представление Счетной палаты, фактически нет. Хотя, если он не согласен с позицией контрольного органа, может оспорить ее в суде. Но я пока ни разу с такой ситуацией не сталкивался, хотя считаю, что это вполне нормальная практика.
— Рекомендации должны быть подготовлены по результатам любого мероприятия? И если таковые отсутствуют, отражается ли это на оценке эффективности деятельности инспектора?
— Подготовка рекомендаций остается на усмотрение инспекторов, которые проводили проверку. Для того чтобы сформировать рекомендации, инспектор должен выявить проблему, понять, почему она возникла и продолжает существовать. Причин может быть много: неурегулированность вопроса законодательными или нормативными актами, неправильное трактование норм законов, нормативных актов, недостаточная квалификация сотрудников объекта контроля и т. д. И после того, как ситуация глубоко изучена, разрабатываются предложения, как ее решить.
Приведу пример, как это выглядит в жизни. В прошлом году Счетная палата проводила проверку, касающуюся вопросов взимания земельного налога. В ходе мероприятия обнаружили неожиданную проблему. Суть ее в следующем: юридическое лицо, решившее прекратить свою деятельность, обращается в ФНС с заявлением о снятии организации с учета. Налоговая служба, убедившись, что у организации нет долгов по налогам, исключает ее из ЕГРЮЛ. Казалось бы, история завершена, точка поставлена. Однако при ближайшем рассмотрении вопроса выяснили, что имущество, в частности, земельные участки, которые принадлежали этому юридическому лицу, остаются в подвешенном состоянии. Они зарегистрированы в ЕГРН, но организация, указанная в реестре как собственник имущества, исчезла, прекратила свое существование. Так получилось, что эта ситуация оказалась неурегулированной на законодательном уровне.
Мы проанализировали ситуацию в 30 регионах и обнаружили несколько сотен таких фактов. По нашим подсчетам, кадастровая стоимость таких «зависших» участков составляет более 12 миллиардов рублей. В итоге мы предложили ФНС при исключении из ЕГРЮЛ организации, за которой в ЕГРН числится какой-то земельный участок, сообщать о данном факте в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Последняя, в свою очередь, будет ставить отметку в реестре о том, что собственник ликвидирован, но земельный участок существует. Такой подход позволит муниципальным образованиям отслеживать такие участки и по истечении пяти лет заявлять на них свои права по Гражданскому кодексу. Таким образом, у муниципалитетов появится земельный ресурс, который можно вовлечь в хозяйственный оборот.
— Андрей Николаевич, а были ли в вашей практике случаи, когда к вашим рекомендациям органы власти не прислушались?
— Да, безусловно, такие случаи есть. В частности, наши рекомендации, связанные с акцизами на табачную продукцию, до сих пор не реализованы. В 2021 году Счетная палата проводила контрольное мероприятие по анализу поступлений от акцизов на табачную продукцию. Мы увидели, что ставка акциза за последние пять лет повысилась примерно в 1,5 раза, при этом объем поступлений акцизов на табак вырос всего лишь на 10 процентов. Получается, что ставка акциза не регулирует адекватное повышение поступлений в бюджет. Подчеркну, что акцизы на табак — существенная часть доходов федерального бюджета, примерно
Попутно мы выявили (через опросы различных экспертных организаций), что растет количество потребления нелегальных табачных изделий, сигарет. Очевидно, что у федеральных органов исполнительной власти нет ресурсов заниматься борьбой и изъятием нелегальных сигарет на территориях регионов, а вот власти субъектов РФ такие возможности имеют, но их нужно заинтересовать заняться этой проблемой. Мы предложили промотивировать регионы, передав им часть акцизов на табачные изделия, как в свое время поступили с алкогольными акцизами. Однако к нашим рекомендациям Минфин России пока не прислушался, хотя с нашей стороны это не было популистским шагом, мы четко обосновали свою позицию.
Мы предлагаем провести пилотный проект, в рамках которого передать регионам
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»