Работа по совершенствованию контроля продолжается
О новых методах контроля, направленных на предупреждение нарушений, перспективах инструмента по взаимному признанию результатов контрольных мероприятий, развитии методологии ВГ(М)ФК рассказал заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Станислав Сергеевич Бычков.
— Станислав Сергеевич, в середине января М. В. Мишустин сообщил на совещании с кабмином, что Правительство РФ внесет ряд изменений в Бюджетный кодекс для повышения качества финансового контроля. Речь шла о введении новых методов контроля, применяя которые можно предупреждать нарушения. Первоначально проект корректировок предполагал введение таких методов, как наблюдение, анализ и финансово-бюджетный контроллинг. В последней версии проекта метод, который будет применять только Федеральное казначейство, называется «контрольный мониторинг». Что он будет собой представлять?
— Действительно, в ходе работы над законопроектом, в том числе на площадке Аппарата Правительства РФ, было принято решение о замене наименования нового метода с «финансово-бюджетный контроллинг» на «контрольный мониторинг». Такое решение приняли для гармонизации используемой в Бюджетном кодексе терминологии, обозначающей разные виды мониторинга. То есть отказались от дополнительных терминов, без которых в принципе можно обойтись. При этом суть метода не изменилась.
Контрольный мониторинг, как и задумывалось изначально, будет представлять собой взаимодействие Федерального казначейства и объекта контроля на основе соглашения. Объект контроля, предоставляя контролерам доступ к своим внутренним программным продуктам, а также иным данным, будет получать точечные рекомендации, подсказки и консультирование со стороны контролеров на всем этапе осуществления своей деятельности, в том числе и по своему запросу. Это позволит ему иметь независимого и экспертного консультанта в лице контролера, который поможет избежать рисков совершения нарушений и их последствий. Еще один плюс — в отношении предмета контрольного мониторинга за период, в котором осуществлялось такое взаимодействие, ревизоры не будут проводить иные контрольные мероприятия (проверки, ревизии, анализ, обследования, наблюдения). В условиях доверительных отношений это представляется излишним.
— А чем мониторинг отличается от наблюдения, ведь эти слова — синонимы?
— В отличие от контрольного мониторинга (персонального сопровождения на основе соглашения) наблюдение будет представлять собой самостоятельную работу контролеров без прямого участия объектов контроля. То есть при наблюдении контролеры не будут направлять запросы или запрашивать пояснения. Всю необходимую информацию о работе объектов контроля они получат из открытых источников, информационных систем или уже имеющихся данных, которые поступают в том числе в ходе межведомственного информационного взаимодействия. Эта модель предназначена для выявления рисков и признаков нарушений. В случае их обнаружения объект контроля получит предостережение.
— В пояснительной записке к проекту закона написано, что контрольный мониторинг будет применяться в случаях, определяемых Правительством РФ. В каких, например, случаях?
— Тут стоит отметить, что федеральные стандарты ВГ(М)ФК распространяются на деятельность всех органов ВГ(М)ФК (федерального, регионального и муниципального уровней). При этом законопроект предполагает, что контрольный мониторинг будет осуществлять исключительно Федеральное казначейство. У контрольного мониторинга как метода контроля есть своя специфика, поэтому на этапе разработки законопроекта принято решение установить, что случаи и порядок его осуществления будут регламентироваться отдельным актом Правительства РФ. В дальнейшем с учетом практики применения такого метода предполагается рассмотреть возможность его применения всеми органами ВГ(М)ФК.
Не каждый объект контроля является потенциальным участником мониторинга. Участник мониторинга должен будет отвечать определенным критериям, например иметь автоматизированные каналы взаимодействия, высокий уровень цифровой зрелости и организации внутреннего финансового аудита.
Концептуальное обсуждение этого документа с Федеральным казначейством уже ведем, в том числе обсуждаем порядок отбора участников мониторинга, а основная работа по разработке порядка начнется после принятия законопроекта во втором чтении.
— Раньше предполагалось, что контроллинг будет осуществляться по инициативе объекта контроля. Эта позиция изменилась?
— Не изменилась. Контрольный мониторинг все-таки предполагает взаимодействие двух сторон, которые должны быть заинтересованы в результате этого взаимодействия. Конечно, если объект контроля заинтересован в повышении качества своей деятельности и ее эффективности, то инициатива должна исходить в том числе и от него. Заставлять объект контроля идти на такое взаимодействие и не получать от него обратную связь не имеет смысла.
— Нормы БК РФ, о которых мы говорим, вступят в силу с 2025 года. Будут ли в этом году разработаны алгоритмы проведения анализа, наблюдения, мониторинга?
— Как и действующие методы Г(М)ФК, новые методы (анализ, наблюдение, контрольный мониторинг) требуют регламентации их осуществления и реализации результатов. Механизмы планирования, проведения и реализации результатов анализа и наблюдения планируется погрузить в федеральные стандарты Г(М)ФК. Случаи, в которых может применяться контрольный мониторинг и порядок его проведения, как я уже сказал, будут установлены отдельным актом Правительства РФ
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»