Мониторинг управления дебиторской задолженностью
Контрольно-счетная палата Республики Коми осуществляет мониторинг и анализ управления дебиторской задолженностью по доходам. О нарушениях и недоработках рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Республики Коми Игорь Валерьевич Гурьев.
Одним из резервов увеличения доходов бюджетов всех уровней являются мероприятия по сокращению объема дебиторской задолженности по доходам, а также повышение эффективности работы главных администраторов доходов по управлению такой задолженностью. Поэтому и субъекты РФ, и муниципалитеты работают над тем, чтобы задействовать имеющиеся резервы. Республика Коми в этом вопросе не исключение.
Объем дебиторской задолженности по доходам республиканского бюджета на 1 января 2024 года составил чуть менее 39 миллиардов рублей. В течение 2023 года размер задолженности сократился на 6,3 миллиарда рублей, или на 13,8%. В общем объеме дебиторской задолженности 44%, или 17,2 миллиарда рублей, составляет текущая задолженность. 47%, или 18,1 миллиарда рублей, приходится на долгосрочную задолженность. 5%, или 2 миллиарда рублей, составляет просроченная задолженность по доходам. В течение прошлого года уровень просроченной дебиторской задолженности уменьшился на 52,2%, или на 2 миллиарда рублей. Это произошло главным образом за счет уплаты задолженности по налогу на прибыль организаций.
В разрезе главных администраторов бюджетных средств основной объем просроченной дебиторской задолженности по доходам приходится на:
— Комитет Республики Коми по имущественным и земельным отношениям (61,6% от общей суммы просроченной задолженности);
— УФНС России по Республике Коми (26,7%).
Отсутствие регламентов и методик
В федеральных стандартах бухгалтерского учета дебиторская задолженность по доходам рассматривается как финансовый актив, требующий грамотного управления. Соответственно, в рамках возложенных полномочий по внешнему финансовому контролю КСП Республики Коми осуществляет анализ и мониторинг управления дебиторской задолженностью по доходам.
После того как Президент РФ поручил не допускать увеличение объемов дебиторской задолженности по доходам и принимать меры по ее сокращению, эта тема перешла в разряд наиболее актуальных. В 2023 году мы внесли дополнения в стандарт по организации и проведению внешней проверки годового отчета об исполнении республиканского бюджета. Изменения касаются регулирования вопросов проверки и анализа дебиторской задолженности, а также мер, принимаемых главными администраторами по ее сокращению.
Одним из вопросов мониторинга управления дебиторской задолженностью является анализ регламентов реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним. Указанные регламенты должны быть разработаны администраторами доходов в соответствии с общими требованиями.
По результатам оперативного анализа исполнения бюджета за девять месяцев прошлого года мы установили, что регламенты разработали далеко не все администраторы доходов республиканского бюджета. Мы подготовили рекомендации о необходимости принятия, а также последующего соблюдения всеми администраторами доходов указанных регламентов.
В связи с тем что управление дебиторской задолженностью напрямую влияет на уровень поступлений доходов в бюджет, мы провели выборочный анализ методик прогнозирования доходов, принятых главными администраторами доходов республиканского бюджета. Наш анализ показал, что в ряде случаев методики прогнозирования не содержат оценку ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности.
Систематические нарушения
Общие требования к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты утверждены постановлением Правительства РФ № 574. В соответствии с пунктом 4.1 общих требований при расчете прогнозного объема поступлений доходов должна быть использована оценка ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджеты. Она должна быть основана на данных о планируемом зачислении задолженности для всех видов доходов, по которым задолженность отражается в бюджетной отчетности. Также должен быть предусмотрен алгоритм использования такой оценки. На практике эти требования зачастую не соблюдаются. Мы подготовили рекомендации главным администраторам бюджетных средств по приведению методик прогнозирования в соответствие с установленными требованиями. Также по нашей рекомендации в декабре 2023 года были внесены изменения в правила проведения мониторинга качества финансового менеджмента в отношении главных администраторов средств республиканского бюджета, утвержденные Минфином Республики Коми.
В частности, был включен показатель, характеризующий эффективность управления просроченной дебиторской задолженностью по доходам.
Перечень показателей управления дебиторской задолженностью по доходам содержится в приказе Минфина России № 112н. На федеральном уровне установлены такие показатели, как:
— качество управления просроченной дебиторской задолженностью по платежам в бюджет;
— эффективность управления дебиторской задолженностью по доходам;
— качество администрирования дебиторской задолженности по доходам;
— доля сомнительной дебиторской задолженности по доходам.
Принимая во внимание этот перечень, а также опыт коллег из других регионов, можно выделить систематические нарушения, которые выявляются при анализе качества управления дебиторской задолженностью и на которые следует обратить внимание. К ним относятся:
— неначисление, несвоевременное начисление дебиторской задолженности администраторами доходов;
— неполный учет документов, подтверждающих возникновение дебиторской задолженности;
— неотнесение дебиторской задолженности к просроченной при наличии оснований;
— необеспечение достоверного и полного раскрытия в бюджетной отчетности сведений;
— отсутствие локальных нормативных актов;
— признание дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию при отсутствии оснований.
Также на качество управления дебиторской задолженностью влияют и следующие факторы:
— формальное проведение инвентаризации дебиторской задолженности по доходам;
— непринятие должных мер по взысканию задолженности в досудебном порядке;
— низкая доля направления требований к должникам для взыскания задолженности в судебном порядке либо пропуск сроков исковой давности;
— отсутствие должного взаимодействия с органами принудительного исполнения судебных актов, с Федеральным казначейством (в том числе по имеющимся исполнительным листам);
— низкое качество использования автоматизированных комплексов по учету и начислению неналоговых доходов, в том числе доходов по аренде и продаже земельных участков, недвижимого имущества; неполное занесение данных в информационные системы.
Примеры нарушений
В ходе проведения контрольных мероприятий инспекторы КСП Республики Коми неоднократно устанавливали факты неначисления, неверного начисления или неправомерного списания сумм штрафов за неисполнение условий государственных контрактов.
Пример
Подрядчик допустил просрочку исполнения взятых обязательств по контракту (на 96 и на 98 дней соответственно). При этом учреждение в предъявленном им требовании об уплате неустойки неверно рассчитало пени, которые поставщик обязан был перечислить учреждению. Сумма пени оказалась занижена.
Мы направили учреждению представление о необходимости принять меры по взысканию недополученной суммы пени. Представление было исполнено: суммы дополнительно начисленных пени подрядчик оплатил в полном объеме.
Пример
Учреждение в нарушение Федерального закона №
Мы направили учреждению представление о необходимости взыскания с подрядчика штрафа. По итогам рассмотрения представления учреждение начислило штраф в полном объеме. В дальнейшем возникшая дебиторская задолженность списана в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ № 783.