Как построить эффективное взаимодействие органов ВМФК с органами местного самоуправления
Взаимодействие органов внешнего муниципального финансового контроля с органами местного самоуправления напрямую влияет на качество управления муниципальными ресурсами. О том, как сделать это взаимодействие более эффективным, — в статье Людмилы Ивановны Балашевой, председателя КСП города Краснодара.
Сегодня мы поговорим на актуальную тему, а именно, как повысить эффективность взаимодействия органов местного самоуправления и муниципальных контрольно-счетных органов в рамках управления публичными ресурсами. Функция любого контроля (не только финансового) помогает измерять уровень достижения целей, выявляет отклонения, проблемы и позволяет скорректировать деятельность до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Без контроля невозможно оценить соответствие процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, выработать необходимые меры.
Именно поэтому законодатель выстроил систему финансового контроля, в которой даже государственные контролеры (как внутренние, так и внешние) могут проверять местную администрацию (вплоть до исполнителя муниципального контракта), если она использует средства вышестоящих бюджетов.
Органы финансового контроля, проверяющие местный бюджет
Внешний контроль:
Счетная палата РФ
КСО субъектов
КСО муниципальных образований
Внутренний контроль:
Органы ГФК — исполнительные органы субъектов РФ
ГРБС вышестоящих бюджетов — стороны соглашений о предоставлении МБТ
Органы МФ — исполнительные органы местных администраций
Поскольку в доходах местных бюджетов значительную долю составляют межбюджетные трансферты, то органы местного самоуправления должны учитывать неизбежность такого контроля, владеть информацией о рисках по возникновению нарушений и недостатков в использовании таких средств. При несоблюдении целей, порядка и условий предоставления трансфертов риски весьма серьезные — утрата средств местного бюджета. Кроме того, от качества бюджетного процесса и качества управления социально-экономическим развитием территории зависит внешняя оценка их деятельности со стороны государства.
Давайте вспомним об исключительных полномочиях контрольно-счетных органов. Это прежде всего экспертиза проектов бюджета, внешняя проверка отчета об исполнении бюджета и отчетности ГАБС, экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части расходных обязательств, МПА, приводящих к изменению доходов местного бюджета, оценка эффективности предоставления налоговых льгот, контроль за состоянием муниципального долга, аудит в сфере закупок и другие.
Кроме того, КСО там, где они являются органами местного самоуправления, становятся участниками стратегического планирования и определяют свою миссию как содействие справедливому и ответственному муниципальному управлению.
Используя результаты многогранной деятельности контрольно-счетного органа, при условии выстраивания эффективного взаимодействия с ним, должностные лица местных администраций (помимо улучшения качества управления) могут избежать негативных последствий своих действий или бездействия.
Формирование плана
Взаимодействие КСО и органов местного самоуправления начинается на этапе формирования плана контрольной деятельности. Глава муниципального образования, представительный орган вправе дать поручение КСО, которое будет учтено в плане деятельности. При этом особо хотелось бы отметить важность поручений представительного органа и предложений глав муниципальных образований при формировании планов КСО. Законодательством данная норма определена как императивная, которую мы не можем игнорировать.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»