Нарушения условий и порядка предоставления межбюджетных трансфертов


В статье Германа Николаевича Склярова, начальника инспекции — инспектора аппарата Контрольно-счетной палаты Ленинградской области, рассмотрены вопросы выявления нарушений условий и порядка предоставления межбюджетных трансфертов, рекомендации по их предупреждению. Материал подготовлен для контрольно-счетных органов муниципальных образований с учетом практики контрольно-счетных органов субъектов РФ. Вместе с тем информация может быть актуальна и для иных органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Ретроспектива

В июле 2013 года Федеральный закон № 252-ФЗ ввел в КоАП РФ статью 15.15.3. Статья предусматривает ответственность за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов для главных распорядителей бюджетных средств, предоставляющих межбюджетные трансферты, и (или) финансовых органов, главных распорядителей (распорядителей), получателей средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты. Исключением являются случаи, предусмотренные статьей 15.14 КоАП РФ.

В 2017 году Федеральный закон № 118-ФЗ внес изменения в статью 15.15.3. Новая редакция предусматривает ответственность:

— за нарушение главными распорядителями бюджетных средств, предоставляющими межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов;

— нарушение главными распорядителями бюджетных средств, предоставляющими межбюджетные субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ;

— нарушение финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.

С 2017 года административная ответственность предусмотрена дифференцированно в отношении участников бюджетного процесса, предоставивших межбюджетные трансферты, и участников бюджетного процесса, получивших межбюджетные трансферты. Кроме того, диспозиция составов в новой редакции также дополнена возможностью привлечения к административной ответственности за нарушение порядка предоставления межбюджетных трансфертов, а не только их условий, как было предусмотрено в первоначальной редакции. Часть 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ также предусматривает ответственность за нарушение порядка и (или) условий расходования межбюджетного трансферта.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, закреплены  статьей 142 БК РФ. Также БК РФ определяет основные условия их предоставления из местных бюджетов местным бюджетам. В частности, при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных районов поселениям последние должны соблюдать условия, установленные правилами предоставления межбюджетных трансфертов из соответствующих бюджетов.

В случае, если межбюджетные трансферты из местных бюджетов местным бюджетам предоставляются за счет региональных бюджетов, цели, порядок и условия их предоставления устанавливаются муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, принятыми в соответствии с законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Алгоритм выявления нарушений

Чаще всего мы выявляем нарушения порядка и (или) условий предоставления субсидии. При проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении предоставления субсидий, источником финансирования которых являются средства регионального бюджета, мы прежде всего анализируем муниципальные нормативные правовые акты на соответствие нормативным правовым актам субъекта РФ. При изучении документов, устанавливающих цели, порядок и условия предоставления субсидий, обращаем внимание на их соответствие требованиям антикоррупционного законодательства. При проверке порядков предоставления субсидии в том числе могут быть выявлены коррупциогенные факторы, выражающиеся в широких дискреционных полномочиях, а именно:

— неопределенность сроков. Указано количество дней на совершение действия, при этом отсутствует указание на событие, с которого указанный срок начинает исчисляться;

— наличие дублирующих полномочий ГРБС и комиссии (рабочей группы), рассматривающей заявки и документы для получения субсидии.

Указанные недостатки могут приводить к неоднозначному толкованию и правоприменению нормативных правовых актов.

Подход к установлению условий предоставления субсидий в разных субъектах РФ существенно различается. Такой вывод мы сделали на основе анализа нормативных правовых актов девяти субъектов РФ (в частности, Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Пензенской, Ростовской, Курганской областей), которыми определены требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетам, порядок определения и установления предельного уровня софинансирования. Вместе с тем во всех проанализированных актах присутствует обязательное условие — заключение соглашения о предоставлении субсидии, которое должно соответствовать определенным требованиям. Это и понятно, вышеназванное условие прямо установлено пунктом 3 статьи 139 БК РФ.

Проверки межбюджетных трансфертов, в частности субсидии, могут осуществляться в рамках различных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Остановимся на внешней проверке годовой отчетности ГАБС и годового отчета об исполнении бюджета. При ее проведении мы в том числе проводим:

• анализ остатков неиспользованных муниципальными образованиями межбюджетных трансфертов и причин их образования. В результате может быть сформулирован вывод о ненадлежащем качестве бюджетного планирования, обоснованности потребности муниципальных образований в предоставляемых межбюджетных трансфертах;

• анализ исполнения требований БК РФ в части регулирования межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, областного Закона от 14.10.2019 № 75-оз «О межбюджетных отношениях в Ленинградской области» и Правил предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области. Например, в части своевременности принятия нормативного правового акта о распределении субсидий, заключения соглашений с муниципальными образованиями и т. д.;

• анализ результатов проверки соблюдения ГАБС и муниципальными образованиями порядка и условий предоставления целевых межбюджетных трансфертов, в том числе достижения показателей результативности их предоставления. Также проводим выборочный анализ с учетом рискориентированного подхода результативности предоставления субсидий муниципальным образованиям на основании соглашений и отчетов, содержащихся в закрытой части ГИИС «Электронный бюджет».

Для полного и всестороннего анализа мы изучаем следующие документы и информацию:

— документы, представляемые получателем межбюджетного трансферта ГРБС для заключения соглашения или для участия в отборе (перечень устанавливается порядком предоставления субсидии);

— протоколы (решения) о результатах отбора или рассмотрения заявки (документов);

— расчеты суммы межбюджетного трансферта и документы, подтверждающие данные, использованные при расчетах;

— соглашение, дополнительные соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта;

— контракты (договоры), заключаемые за счет средств межбюджетного трансферта;

— отчеты квартальные и годовые об использовании средств межбюджетного трансферта, а также о достижении значений результатов предоставления межбюджетного трансферта (при наличии), сопроводительные письма к таким отчетам.

Кроме того, в рамках мероприятий по каждому факту нарушений порядка и (или) условий предоставления межбюджетного трансферта запрашиваем пояснения объектов контроля. Полученная информация подлежит отражению в протоколе об административном правонарушении.

Практика и рекомендации

Несоблюдение требований при заключении соглашения или несоответствие заключенного соглашения о предоставлении субсидии типовой форме соглашения

Порядок заключения соглашения о предоставлении субсидии, а также требования к его содержанию устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта РФ, который принимается в соответствии с пунктом 3 статьи 139 БК РФ. Указанные требования актуальны при предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования, источником финансирования которых являются средства регионального бюджета. Если субсидия предоставляется исключительно за счет средств местного бюджета, то указанные требования устанавливаются муниципальным нормативным правовым актом.

В качестве примеров нарушений порядка заключения соглашения можно назвать следующие факты:

— несвоевременное заключение соглашения (соглашения о предоставлении субсидии заключены позже установленного срока);

— непредоставление документов, необходимых для заключения соглашения и предусмотренных правовыми актами, либо предоставление документов, не соответствующих требованиям правовых актов (в выписке из бюджета получателя субсидии отсутствует сумма расходного обязательства).

В части несоответствия соглашения о предоставлении субсидии типовой форме соглашения примеры нарушений следующие:

— в соглашении отсутствуют структурные единицы, предусмотренные типовой формой соглашения (пункты или абзацы, посвященные правам и обязанностям сторон);

— содержание соглашения противоречит типовой форме соглашения (неверно установлены сроки и состав предоставляемой отчетности).

Эти нарушения формальные и в отличие от нарушений с материальными составами не требуют наступления негативных последствий. В случае выявления нарушений требований к соглашению субъектами такого правонарушения выступают должностные лица как ГРБС, так и получателя субсидии.

В качестве профилактики указанных нарушений сторонам соглашения (как ГРБС, так и получателю субсидии) на этапе подготовки заключения соглашения необходимо проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие предоставление межбюджетного трансферта.

В случае возникновения разногласий на этапе согласования соглашения необходимо оформить протокол разногласий и (или) обеспечить наличие официальной переписки по каждому факту разногласий. Такое действие может оказать влияние на вопрос определения виновности должностного лица на этапе возбуждения дела об административном правонарушении.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы