Нерешенные проблемы  финансового контроля


В последнее время многие острые проблемы, возникавшие в практике контролеров, устранены — внесены поправки в законодательные акты. Заместитель начальника отдела организационно-методологической работы управления по контролю бюджетных правоотношений и закупок Министерства финансов Пензенской области Марина Иосифовна Бардычева проанализировала два вопроса, которые пока остаются на повестке дня. Первый — кто уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, возбужденных прокуратурой в отношении средств местных бюджетов? Второй связан с привлечением к административной ответственности должностных лиц главных распорядителей бюджетных средств за нарушения, предусмотренные статьей 15.15.7 КоАП РФ.

Кто уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, возбужденных прокуратурой в отношении местных бюджетов?

До настоящего времени существует правовая неопределенность по вопросу о том, какой орган уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, возбужденных прокурорами в отношении средств местных бюджетов. На протяжении нескольких лет в нашем регионе и ряде других такие административные дела рассматривали мировые судьи. Однако в июле 2023 года Первый кассационный суд общей юрисдикции (постановление от 19 июля 2023 года № 16-4253/2023) при рассмотрении жалобы главы администрации муниципального образования Пензенской области, в отношении которого районная прокуратура возбудила, а мировой судья рассмотрел дело об административном правонарушении по статье 15.15.7 КоАП РФ, установил, что рассмотрение данной категории дел не относится к компетенции мирового судьи. Это является полномочием органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ. Причем обоснование данной позиции в постановлении суда отсутствует.

Позиция Минфина Пензенской области

Исходя из норм действующего законодательства, считаем, что административные дела, предметом которых являются средства местных бюджетов, не могут рассматриваться органом внутреннего государственного финансового контроля. В обоснование своей позиции приводим следующие аргументы.

В соответствии со статьей 12 Конституции РФ, пунктом 4 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 31 БК РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и самостоятельны в пределах своих полномочий, а именно самостоятельно:

— осуществляют бюджетный процесс;

— обеспечивают сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств;

— определяют формы и направления расходования средств бюджета (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий из других бюджетов бюджетной системы РФ);

— осуществляют контроль за их использованием.

Бюджетные полномочия органов внутреннего государственного и муниципального финансового контроля определяются положениями статей 8, 9 и 266.1 БК РФ, из которых следует, что органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют функции по государственному финансовому контролю в отношении бюджетов субъектов РФ, а органы местного самоуправления — в отношении местных бюджетов.

При исполнении бюджетных полномочий орган внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ в соответствии с частью 1 статьи 23.7.1 КоАП РФ уполномочен на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1–3 статьи 7.30.1, частями 5–7 статьи 7.30.2, статьей 15.1, статьями 15.14–15.15.16, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ в пределах своих полномочий, то есть в отношении средств регионального бюджета.

Что касается средств местного бюджета, то, исходя из положений части 1.1 статьи 23.1 КоАП РФ, административные дела, возбужденные инспектором Счетной палаты РФ, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта РФ, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля, рассматривают мировые судьи. Вопрос о рассмотрении таких дел, возбужденных прокуратурой, КоАП РФ до настоящего времени не урегулирован.

Исходя из толкования норм КоАП РФ органы прокуратуры выступают в защиту интересов бюджетов всех уровней и выполняют аналогичные Счетной палате РФ, контрольно-счетному органу субъекта РФ, органу муниципального финансового контроля полномочия по возбуждению административных дел. Соответственно, и рассмотрение таких дел относится к компетенции мировых судей.

Вместе с тем отсутствие прямой нормы, определяющей орган по рассмотрению указанной категории дел, привело к неоднозначной практике решения данного вопроса.

Так, согласно постановлению Седьмого кассационного суда от 4 апреля 2022 года № 16-1511/2022 рассмотрение таких дел отнесено к подведомственности мирового судьи. При этом постановлениями Верховного суда от 23 сентября 2021 года № 78-АД21-11-К3 и Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 июля 2023 года № 16-4253/2023 установлена подведомственность рассмотрения аналогичных дел органом внутреннего государственного финансового контроля.

Неоднозначность судебной практики ведет к тому, что суды возлагают обязанности по рассмотрению административных дел в отношении средств местных бюджетов на органы внутреннего государственного финансового контроля. Тем самым они фактически наделяют органы исполнительной власти субъекта РФ дополнительными полномочиями, которые идут вразрез с положениями действующего законодательства. Дополнительные полномочия влекут за собой и увеличение трудовых затрат.

В 2017 году в Государственную Думу вносился проект федерального закона № 178896-7 «О внесении изменений в статью 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Проект уточнял редакцию части 1 статьи 23.1 КоАП РФ и устанавливал норму о рассмотрении судом возбужденных прокурором вышеназванных дел об административных правонарушениях. Однако 21 декабря 2021 года данный законопроект был отклонен Государственной Думой (постановление № 619-8 ГД). В результате проблема так и осталась нерешенной.

В октябре 2023 года Министерством финансов Пензенской области было инициировано обращение в Верховный суд по данной проблеме. Согласно позиции Верховного суда в судебной практике в целом не возникает сложностей с определением подведомственности дел об указанных административных правонарушениях, и рассмотрение таких дел относится к компетенции органов внутреннего государственного финансового контроля (письмо Верховного суда Российской Федерации от 25 октября 2023 года № 4-ВС-5336/23).

Вместе с тем Министерство финансов РФ считает, что вопрос рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных прокуратурой в отношении средств местных бюджетов, до конца не решен и требует дополнительной проработки (письмо Министерства финансов РФ от 1 апреля 2022 года № 02-09-08/27188).

За что можно привлекать к административной ответственности должностных лиц ГРБС?

Другой вопрос, требующий дополнительного регулирования, связан с привлечением к административной ответственности должностных лиц главных распорядителей бюджетных средств за нарушения, предусмотренные статьей 15.15.7 КоАП РФ.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено