Методики и подходы к подсчету количества нарушений
Для всех органов ВГ(М)ФК несерьезный день 1 апреля был очень даже серьезным и ответственным. 1 апреля контролеры представили в Минфин России отчетность о результатах своей деятельности. О подходах к подсчету количества нарушений для раскрытия информации в отчетности органа финансового контроля рассказала Мария Александровна Волчкова, начальник Контрольно-ревизионного управления администрации города Нижнего Новгорода.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности» пояснительная записка к отчету должна содержать информацию (сведения) о количестве нарушений, выявленных органом контроля. В то же время в методических рекомендациях по составлению и представлению отчетности о результатах контрольной деятельности органов ВГ(М)ФК определено, что при отражении в пояснительной записке информации (сведений) о количестве выявленных нарушений, орган контроля должен раскрывать информацию об используемых методиках и подходах к подсчету количества нарушений.
Кроме перечисленных выше нормативных правовых актов в 2025 году Министерство финансов РФ разработало и направило органам ВГ(М)ФК методические рекомендации по составлению и представлению дополнительных форм отчетности о результатах контрольной деятельности, предусмотренных приказом Минфина России № 55н. Согласно данным методрекомендациям при подсчете количества нарушений органу контроля следует руководствоваться профессиональным суждением и придерживаться той методики, которая применялась при подсчете выявленных нарушений при заполнении отчета по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ № 1478. В то же время в методрекомендациях определено, что подсчет количества нарушений при формировании дополнительных форм отчетности орган контроля должен осуществлять в зависимости от сумм проверенных средств и по каждому виду нарушений.
Практика КРУ Нижнего Новгорода
Контрольно-ревизионное управление администрации города Нижнего Новгорода (для подсчета нарушений использует в том числе следующие подходы.
Нарушения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности
В случае если объект контроля нарушил правила ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, следствием чего стало искажение бухгалтерской (бюджетной) отчетности, то такое нарушение учитывается как одно нарушение в разрезе каждого года проверяемого периода.
В случае если нарушение бухгалтерского (бюджетного) учета допущено в году(ах), предшествующем(их) отчетному периоду, но искажает отчетность отчетного (последующего) года, то такое нарушение учитывается как нарушение каждого года проверяемого периода.
Если объект контроля допустил нарушение, связанное с несколькими объектами учета, например пятью объектами основных средств, то такое нарушение учитывается по каждому объекту учета.
Факты нарушения, связанные с оформлением первичных учетных документов и (или) регистров бухгалтерского (бюджетного) учета, указываются только в количественном выражении.
В случае отсутствия и (или) неправильного оформления первичных учетных документов по поступлению, выбытию, перемещению финансовых и нефинансовых активов и (или) отражению в учете обязательств нарушения исчисляются в количественном выражении за каждый отсутствующий документ на сумму операции, по которой должен быть отражен документ.
Нарушения исполнения контрактов
В случае если объект контроля допустил нарушение в ходе исполнения контракта, то количество нарушений исчисляется по каждому факту по сумме произведенных кассовых расходов на исполнение контракта (в части оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги).
Например
На протяжении двух лет ежемесячно неправомерно оплачивались услуги по двум контрактам. На каждый год был заключен соответствующий контракт и причиной неправомерной оплаты была ежемесячно допускаемая счетная ошибка. В этом случае количество рассчитывается исходя из количества оплат по каждому контракту. В рассматриваемом случае количество будет равно 24 нарушениям (2 контракта х 12 фактов оплаты = 24).
Если выявлено нарушение срока оплаты, то указывается и количество случаев, и сумма, которая оплачена несвоевременно.
Нарушение формирования и обоснования Н(М)ЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги отражается в количестве каждого нарушенного контракта на сумму Н(М)ЦК, цены контракта.
Нарушения, касающиеся изменения или расторжения контракта указываются в количестве каждого нарушенного контракта по сумме неправильно внесенного изменения или суммы расторжения.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»