Автоматизированные алгоритмы выявления признаков административных правонарушений в финансово-бюджетной сфере
Как ГИИС «Электронный бюджет» помогает выявлять нарушения, какие алгоритмы обнаружения их признаков уже заложены в систему и какие планируется внедрить, рассказал Эли Абубакарович Исаев, заместитель руководителя Федерального казначейства, заведующий кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, профессор, доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ
Информационное обеспечение бюджетного процесса осуществляется посредством использования ГИИС «Электронный бюджет», государственных и муниципальных информационных систем в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами. Это происходит в том числе во взаимодействии с иными информационными системами, операторами которых в соответствии с законодательством РФ являются Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство. Полнота, достоверность и актуальность информации, содержащейся в информационных системах, позволяют получить достаточные данные о наличии нарушений требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса установлено, что при реализации полномочий по ВГ(М)ФК органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках полномочий, определенных статьей 23.7 КоАП РФ, должностные лица Федерального казначейства и его территориальных органов возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьями
В числе приоритетных направлений развития внутреннего государственного финансового контроля — переход к цифровым технологиям. Это, в свою очередь, делает необходимым развитие и совершенствование ГИИС «Электронный бюджет».
В соответствии с приказом Минфина России от 30 декабря 2019 года № 259н Казначейство России является оператором таких подсистем, как:
• подсистема управления расходами;
• подсистема управления закупками;
• подсистема управления доходами;
• подсистема управления денежными средствами;
• подсистема управления оплатой труда;
• подсистема управления нефинансовыми активами;
• подсистема учета и отчетности;
• подсистема информационно-аналитического обеспечения;
• единый портал бюджетной системы Российской Федерации;
• подсистема ведения нормативной справочной информации;
• подсистема обеспечения интеграции подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», оператором которых является Федеральное казначейство;
• подсистема финансового контроля.
Подсистема управления расходами ГИИС «Электронный бюджет» обеспечила возможность автоматизировать, повысить скорость и точность процесса выявления допущенных получателями бюджетных средств нарушений путем сопоставления плановых и фактических показателей. Точность обработки данных дает возможность оперативно получить достоверную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности получателя бюджетных средств.
Несоблюдение сроков
В
Пунктом 2 статьи 219 БК РФ предусмотрено, что исполнение бюджета по расходам включает в себя принятие и учет бюджетных, денежных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, а также подтверждение исполнения денежных обязательств. Согласно положениям пункта 29 Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Минфина России от 30 октября 2020 года № 258н (далее — Порядок № 258н), Федеральное казначейство ежедневно передает в Минфин России сведения о бюджетных и денежных обязательствах: предоставляет информацию о поставленных на учет бюджетных и денежных обязательствах (внесении в них изменений) и их исполнении.
На основании поставленных на учет в отчетном финансовом году бюджетных и денежных обязательств формируется информация об объеме лимитов бюджетных обязательств. Сроки для постановки на учет получателями бюджетных средств бюджетных и денежных обязательств установлены пунктами 8 и 22 Порядка № 258н, несоблюдение которых образует состав административного правонарушения по части 3 статьи 15.15.7 КоАП РФ. Формальный состав административного правонарушения позволил автоматизировать процесс выявления нарушений на базе подсистемы управления расходами ГИИС «Электронный бюджет» в режиме реального времени.
Так, например, за
Результаты рассмотрения дел по части 3 статьи 15.15.7 КоАП РФ

Одна из причин прекращения производства по делам об административных правонарушениях — это получение в ходе административных расследований доказательств отсутствия вины лица, в отношении которого ведется производство по делу, с учетом представленных документов. В основном это документы, подтверждающие невозможность своевременно исполнить обязанность по постановке на учет государственных контрактов в связи с поздним получением подписанного со стороны контрагента оригинала контракта.
В ряде случаев нарушение сроков постановки на учет бюджетных обязательств связано с техническими ошибками, возникающими в единой информационной системе в сфере закупок. Такие документы не содержатся в ГИИС «Электронный бюджет», и их можно получить только в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»