Автоматизированные алгоритмы выявления признаков административных правонарушений в финансово-бюджетной сфере

Как ГИИС «Электронный бюджет» помогает выявлять нарушения, какие алгоритмы обнаружения их признаков уже заложены в систему и какие планируется внедрить, рассказал Эли Абубакарович Исаев, заместитель руководителя Федерального казначейства, заведующий кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, профессор, доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ

Информационное обеспечение бюджетного процесса осуществляется посредством использования ГИИС «Электронный бюджет», государственных и муниципальных информационных систем  в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами. Это происходит в том числе во взаимодействии с иными информационными системами, операторами которых в соответствии с законодательством РФ являются Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство. Полнота, достоверность и актуальность информации, содержащейся в информационных системах, позволяют получить достаточные данные о наличии нарушений требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса установлено, что при реализации полномочий по ВГ(М)ФК органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках полномочий, определенных статьей 23.7 КоАП РФ, должностные лица Федерального казначейства и его территориальных органов возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьями 15.14–15.15.16. Целью производства по делам об административных правонарушениях является защита интересов государства и прав участников правоотношений.

В числе приоритетных направлений развития внутреннего государственного финансового контроля — переход к цифровым технологиям. Это, в свою очередь, делает необходимым развитие и совершенствование ГИИС «Электронный бюджет».

В соответствии с приказом Минфина России от 30 декабря 2019 года № 259н Казначейство России является оператором таких подсистем, как:

• подсистема управления расходами;

• подсистема управления закупками;

• подсистема управления доходами;

• подсистема управления денежными средствами;

• подсистема управления оплатой труда;

• подсистема управления нефинансовыми активами;

• подсистема учета и отчетности;

• подсистема информационно-аналитического обеспечения;

• единый портал бюджетной системы Российской Федерации;

• подсистема ведения нормативной справочной информации;

• подсистема обеспечения интеграции подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», оператором которых является Федеральное казначейство;

• подсистема финансового контроля.

Подсистема управления расходами ГИИС «Электронный бюджет» обеспечила возможность автоматизировать, повысить скорость и точность процесса выявления допущенных получателями бюджетных средств нарушений путем сопоставления плановых и фактических показателей. Точность обработки данных дает возможность оперативно получить достоверную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности получателя бюджетных средств.

Несоблюдение сроков

В 2021–2024 годах с помощью автоматизированного анализа данных, содержащихся в ГИИС «Электронный бюджет», например, обнаружено 1607 признаков нарушений срока постановки на учет бюджетных обязательств, допущенных должностными лицами получателей бюджетных средств, расположенных на территории Москвы и Московской области.

Пунктом 2 статьи 219 БК РФ предусмотрено, что исполнение бюджета по расходам включает в себя принятие и учет бюджетных, денежных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, а также подтверждение исполнения денежных обязательств. Согласно положениям пункта 29 Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Минфина России от 30 октября 2020 года № 258н (далее — Порядок № 258н), Федеральное казначейство ежедневно передает в Минфин России сведения о бюджетных и денежных обязательствах: предоставляет информацию о поставленных на учет бюджетных и денежных обязательствах (внесении в них изменений) и их исполнении.

На основании поставленных на учет в отчетном финансовом году бюджетных и денежных обязательств формируется информация об объеме лимитов бюджетных обязательств. Сроки для постановки на учет получателями бюджетных средств бюджетных и денежных обязательств установлены пунктами 8 и 22 Порядка № 258н, несоблюдение которых образует состав административного правонарушения по части 3 статьи 15.15.7 КоАП РФ. Формальный состав административного правонарушения позволил автоматизировать процесс выявления нарушений на базе подсистемы управления расходами ГИИС «Электронный бюджет» в режиме реального времени.

 Так, например, за 2021–2024 годы в отношении должностных лиц получателей бюджетных средств, расположенных на территории Москвы и Московской области, возбуждено 987 дел об административных правонарушениях за нарушение сроков постановки на учет бюджетных обязательств. Нарушения выявлены с использованием автоматизированного анализа данных ГИИС «Электронный бюджет». По результатам проведенных процессуальных действий 166 дел об административных правонарушениях прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Результаты рассмотрения дел по части 3 статьи 15.15.7 КоАП РФ

Одна из причин прекращения производства по делам об административных правонарушениях — это получение в ходе административных расследований доказательств отсутствия вины лица, в отношении которого ведется производство по делу, с учетом представленных документов. В основном это документы, подтверждающие невозможность своевременно исполнить обязанность по постановке на учет государственных контрактов в связи с поздним получением подписанного со стороны контрагента оригинала контракта.

В ряде случаев нарушение сроков постановки на учет бюджетных обязательств связано с техническими ошибками, возникающими в единой информационной системе в сфере закупок. Такие документы не содержатся в ГИИС «Электронный бюджет», и их можно получить только в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено