Публикации — Неотвратимость наказания

Соразмерность вины  и ответственности: практические аспекты применения института малозначительности
Значимая часть контрольной деятельности Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан (Служба) — это административная практика. Так, за 2016–2017 годы Служба рассмотрела более 1,7 тысячи дел об административных правонарушениях, наложила штрафов на сумму более 19 миллионов рублей. При этом более 300 постановлений, вынесенных должностными лицами Службы, было обжаловано в судебном порядке.
Реализация итогов проверок
Одним из критериев эффективности деятельности органа внутреннего финансового контроля является степень реализации материалов контрольных мероприятий. В настоящей статье хотелось бы рассказать о нашей практике возмещения ущерба объектами контроля в добровольном порядке на основании выставленных представлений и в судебном порядке.
Проблемы разные, но цель общая
В статье, опубликованной в № 4 журнала «Финконтроль» за 2016 год, мы говорили о преимуществах сосредоточения полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в финансовом органе и тех организационных возможностях, которые данная схема предоставляет. Сегодня хотим обсудить, как эти преимущества должны способствовать взаимодействию внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.
Правомерность как условие
Пожалуй, нет контролера в бюджетной сфере, который бы не столкнулся с таким нарушением, как неправомерное использование бюджетных средств. Это одно из самых распространенных и вместе с тем до конца неопределенных законодательством нарушений, порождающее у контролеров многочисленные вопросы.
Практика возмещения ущерба по предписаниям
Практика направления представлений и предписаний по результатам осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля существует почти пять лет — применение этого механизма реализации итогов контрольных мероприятий пришло на смену достаточно мягким предупреждениям о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. В связи с этим одной из основных задач органов государственного (муниципального) финансового контроля стало соблюдение тонкой грани между фискальными и предупредительными мерами, принимаемыми по результатам проверок и ревизий.
Проблемы административной практики
Изменения, внесенные Федеральным законом № 252‑ФЗ в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях РФ, устранили пробелы в законодательстве, связанные с применением мер административной ответственности за финансовые нарушения, и позволили ввести в практику действенные методы наказания в виде наложения административных штрафов. Тем не менее в КоАП РФ еще имеются правовые пробелы, затрудняющие работу органов внутреннего государственного финансового контроля и затягивающие процесс исполнения возложенных полномочий.
Суд да дело
Государство последовательно увеличивает роль органов контроля в системе управления финансами, расширяя их полномочия, в том числе в сфере применения норм Кодекса об административных правонарушениях. Одновременно с рычагами воздействия контрольные органы приобрели ответственность за их эффективное использование. В современных реалиях задача проверяющего не ограничивается выявлением факта нарушения, за этим следует значительный блок действий, направленных на реализацию результатов проведения контрольного мероприятия, возбуждение дел об административной ответственности.
Взаимодействие прокуроров с органами контроля в финансово-бюджетной сфере
Жизнь свидетельствует, что на всех этапах формирования и расходования бюджетных средств, движения финансовых потоков всегда присутствуют риски неправомерного завладения ими, поэтому все процессы в бюджетной и финансовой сферах требуют повышенного внимания со стороны органов прокуратуры.
Несвоевременный возврат субсидий: последствия и ответственность

Одним из способов повышения эффективности использования бюджетных средств является контроль за своевременным возвратом в бюджет средств, неиспользуемых в установленном порядке их получателем и (или) находящихся у физических и юридических лиц при отсутствии законных на это оснований.

Ответственность должна быть соразмерна нарушению

Наличие в законодательстве большого количества пробелов и противоречий, а также сложность и специфика бюджетных отношений обуславливают значительные трудности при квалификации нарушений и применении ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. В результате не выдерживаются принципы адресности и целевого характера государственного рубля, а также эффективности его использования.