Открыта редакционная
подписка на 2023 год
Подпишись выгодно

Как предупредить нарушения

Проанализировав причины возникновения правонарушений в финансово-бюджетной сфере, изучив опыт регионов РФ, Министерство финансов Свердловской области разработало систему мер упреждающего характера. Опытом по профилактике делятся заместитель министра финансов Рауиль Газизович Абсолямов и главный специалист отдела методологии и организации контрольно-ревизионной работы министерства Александра Алексеевна Денисова.

Ежегодно органы внутреннего государственного финансового контроля по итогам проверок находят значительное количество нарушений в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок. Так, только в 2019 году Федеральное казначейство зафиксировало нарушений и недостатков на сумму 2,039 триллиона рублей. При этом органы ВГ(М)ФК не ограничиваются лишь выявлением нарушений. Не менее важным является также их своевременное устранение, возврат в бюджет использованных не по назначению и похищенных средств, устранение последствий нарушений, привлечение виновных лиц к ответственности. Поэтому одна из задач ОВГФК — предупреждение правонарушений и преступлений в финансово-бюджетной сфере.

Мера первая

Размещение результатов контрольных мероприятий на официальном сайте Министерства финансов Свердловской области.

Профилактику — на дистант

В условиях, диктуемых пандемией, профилактическая работа с объектами контроля проводится преимущественно дистанционно путем использования современных информационных технологий. Такой формат работы положительно воспринимается представителями объектов контроля, поскольку не требует дополнительных временных и финансовых затрат.

Одним из принципов осуществления профессиональной деятельности, закрепленных в федеральном стандарте внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», является принцип информационной открытости. Он означает публичную доступность информации о контрольной деятельности органа контроля. И размещение результатов контрольных мероприятий на сайте обеспечивает выполнение данного условия.

Так, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов об обеспечении открытости информации о деятельности государственных органов органы государственного (муниципального) финансового контроля обязаны размещать в интернете информацию о результатах контрольных мероприятий. Открытость информации о контрольной деятельности в сфере закупок обеспечивается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 года № 1148 «О порядке ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний».

В соответствии с частью 21 статьи 99 Закона № 44-ФЗ в ЕИС (в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний) подлежит размещению информация о проведении проверок органами внутреннего финансового контроля по части 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ (письмо Федерального казначейства от 5 февраля 2019 года № 07-04-05/20-2289).

Мера вторая

Проведение совещаний с главами муниципальных образований, руководителями государственных органов и учреждений по итогам прошедших проверок.

Данные совещания мы проводим в целях профилактики, разъяснения выявленных нарушений в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок, применения оперативных мер по их устранению, недопущению негативных последствий для муниципальных образований и государственных учреждений, а также достижению эффективности и адресности использования бюджетных средств. В условиях распространения коронавируса от очного формата совещаний Министерство финансов Свердловской области перешло к режиму видео-конференц-связи. Такое нововведение положительно воспринимается объектами контроля, поскольку позволяет обсудить итоги контрольного мероприятия с рабочего места, не затрачивать дополнительные временные и финансовые ресурсы.

На совещаниях не только подводятся итоги проверок. Мы выслушиваем пояснения должностных лиц объектов контроля о причинах допущенных нарушений и предпринимаемых для их устранения шагах и совместно разрабатываем конкретные меры по недопущению подобных нарушений впредь. Следует отметить, что и после завершения контрольных действий специалисты, проводившие проверку, работают с объектом контроля.

Польза от контрольного мероприятия

В случае необходимости объект контроля обращается к контролерам — сотрудникам регионального Минфина за помощью в составлении плана по устранению выявленных нарушений, за разъяснением вопросов бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок. Главный посыл для ревизоров: от контрольного мероприятия для объекта контроля должна быть польза.

Для повышения эффективности и совершенствования контрольно-ревизионной работы Минфин реализовал и активно использует практику анкетирования руководителей объектов контроля по результатам каждой проведенной проверки. Целью разработки и внедрения в деятельность специальных анкет является объективная оценка уровня организации и проведения контрольных мероприятий со стороны объектов контроля.

Получение обратной связи от руководителей проверяемых органов и учреждений — важнейший инструмент для своевременного принятия управленческих решений, внедрения новых подходов к проведению контрольных мероприятий, совершенствования способов взаимодействия с объектами контроля, в том числе посредством современных информационных технологий.

Как показывают результаты анкетирования, объекты контроля положительно оценивают контрольную деятельность Минфина и отмечают полезность контрольных мероприятий для недопущения новых нарушений.

Мера третья

Практика доведения до ГРБС и глав муниципальных образований сведений о наиболее распространенных нарушениях бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок.

Органы госфинконтроля ежегодно выявляют значительное количество нарушений в финансово-бюджетной сфере, и данная мера очень эффективна в качестве мер, направленных на предупреждение нарушений.

Кроме того, в рамках консультационно-методической работы по профилактике нарушений в финансово-бюджетной сфере мы проводим семинары по актуальным вопросам внутреннего государственного финансового контроля. В этих мероприятиях принимают участие представители ГРБС, заместители глав администраций муниципальных образований, руководители и заместители руководителей финансовых управлений. В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки семинары мы, разумеется, проводим в режиме онлайн. Это позволяет всем заинтересованным лицам даже из самых отдаленных территорий Свердловской области знакомиться с новациями в сфере внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок и задавать интересующие вопросы.

Основная цель семинаров — предупреждение наиболее распространенных нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Получают участники мероприятий и исчерпывающие разъяснения актуальных изменений законодательства, а также тенденций судебной практики по вопросам, входящим в компетенцию ОВГФК.

Мера четвертая

Побуждение главных распорядителей бюджетных средств к принятию мер реагирования на выявленные ОВГФК нарушения.

Повышение степени участия ГРБС в системе внутреннего государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств, а также их взаимодействия с контрольно-надзорными органами является одним из приоритетных направлений повышения эффективности государственного финансового контроля. В Свердловской области существует практика информирования ГРБС о результатах каждого проведенного контрольного мероприятия. Как правило, мы информируем ГРБС об основных нарушениях, допущенных подведомственными им учреждениями при использовании бюджетных средств, а также о последствиях таких нарушений.

Согласно подпунктам 1 и 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса ГРБС обладает бюджетными полномочиями, в том числе:

  • по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
  • по обеспечению соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Кроме того, в рамках реализации мероприятий государственных программ Свердловской области ГРБС, определенный ответственным исполнителем, координирует ход их реализации, осуществляет текущий контроль и мониторинг. Также он обеспечивает эффективное и целевое использование бюджетных средств в соответствии с определенными государственными программами целями и задачами. Учитывая наличие у главных распорядителей бюджетных средств таких полномочий, а также в целях предотвращения нарушений, установленных и задокументированных органами ВГФК, причин и условий их совершения Министерство финансов Свердловской области разработало рекомендации для ГРБС по принятию мер реагирования на нарушения, выявленные органом ВГФК.

Таким образом, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса в рамках проводимой работы по предупреждению и профилактике повторных нарушений Министерство финансов Свердловской области на постоянной основе направляет информацию о результатах контрольных мероприятий для своевременного принятия ГРБС дополнительных мер по обеспечению экономного и результативного использования бюджетных средств и предотвращению в последующем подобных нарушений. Следует отметить, что ГРБС положительно воспринимают такую практику и направляют в Министерство финансов Свердловской области информацию о принятых мерах как по контролю за устранением выявленных нарушений, так и по предупреждению и недопущению новых нарушений.

Рекомендации ГРБС по принятию мер реагирования на нарушения, выявленные органом ВГФК

1. Проанализировать и обобщить информацию, полученную от органов ВГФК, о выявленных в ходе проверок нарушениях, своевременно информировать ответственных должностных лиц и получателей бюджетных средств в целях недопущения в будущем подобных нарушений и принять при необходимости соответствующие неотложные меры.

2. Провести служебные проверки в целях установления причин и условий совершения нарушений, виновных лиц и привлечения их к ответственности в установленном порядке.

3. Результаты проверок, содержащие существенные нарушения действующего законодательства в финансово-бюджетной сфере, выносить на рассмотрение коллегий или совещаний для принятия управленческих решений.

4. При необходимости рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты и иные организационные документы, регулирующие порядок и условия предоставления бюджетных средств.

5. Принять дополнительные меры в рамках компетенции по усилению методической и разъяснительной работы, направленной на соблюдение получателями средств областного бюджета действующего законодательства в финансово-бюджетной сфере.

6. В случаях если объекты контроля по итогам проведенных проверок обязаны обеспечить возврат средств федерального бюджета (по мероприятиям, связанным с реализацией национальных проектов и их региональных составляющих), организовать соответствующий контроль со стороны ГРБС.

7. Поручить использовать полученную информацию о выявленных нарушениях при проведении проверок в рамках текущего контроля ГРБС за использованием средств областного бюджета по другим объектам.

8. Принять иные неотложные профилактические меры.

Мера пятая

Требование к каждому объекту контроля о составлении планов мероприятий по устранению нарушений. 

В планах могут быть такие меры, как привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, а также меры организационного характера. Например, создание комиссии по приемке товаров (работ, услуг), назначение ответственных за контроль использования имущества, введение в эксплуатацию оборудования, внесение изменений в локальные правовые акты.

Мера шестая

Взаимодействие ОВГФК и органов прокуратуры, способствующее предупреждению правонарушений в финансово-бюджетной сфере.

В рамках данного сотрудничества осуществляется взаимодействие по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и пресечением правонарушений в финансово-бюджетной сфере. На территории Свердловской области действует распоряжение Правительства Свердловской области от 18 июня 2008 года № 673-РП, в соответствии с которым Министерство финансов обязано направлять материалы всех проверок в прокуратуру Свердловской области для принятия мер прокурорского реагирования и проверки законности проведенных контрольных мероприятий. Следует отметить, что взаимодействие с органами прокуратуры, в том числе с городскими и районными, осуществляется централизованно — через прокуратуру Свердловской области.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении своих функций вправе привлекать для проведения контрольных мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям специалистов в той или иной области.

Реализуя указанное полномочие, органы прокуратуры привлекают наших сотрудников к проведению контрольных мероприятий в качестве специалистов, обладающих специальными знаниями в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок. При этом, с целью своевременного и качественного исполнения поручений прокуратуры Свердловской области специалист регионального Минфина, привлеченный для участия в проверке, формирует перечень документов и информации, необходимых для дачи заключения. Соответствующий запрос направляется в прокуратуру, инициировавшую проверку.

Учитывая, сжатые сроки контрольных мероприятий, в режиме участия рассматриваются конкретные вопросы, решение которых невозможно без заключения специалиста Минфина. Результаты проведенных контрольных мероприятий оформляются в виде справки, которую передают органу прокуратуры, инициировавшему проверку.

Таким образом, субъектом проверки в данном случае выступают органы прокуратуры. Сотрудник Минфина фактически является специалистом, отвечающим на конкретные поставленные вопросы.

Мера седьмая

Дальнейшее совершенствование системы внутреннего государственного финансового контроля.

Как указано в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р, в рамках дальнейшего развития ВГФК предстоит обеспечить:

  • постепенную переориентацию внутреннего государственного финансового контроля на упреждающий контроль с применением автоматизированных механизмов выявления признаков нарушений, а также информирования о них объектов контроля и контролирующих органов;
  • совершенствование риск-ориентированного подхода к планированию контрольной деятельности, в том числе обеспечение выбора интенсивности (формы, продолжительности, периодичности и направленности) проведения контрольных действий в зависимости от степени надежности (уровня рискоемкости) деятельности объекта контроля в финансово-бюджетной сфере и применения индикаторов уровня риска в их деятельности;
  • непрерывный процесс систематизации, анализа, обработки и мониторинга результатов проводимых контрольных мероприятий, а также мониторинг своевременного устранения нарушений, выявленных в ходе проведенных контрольных мероприятий, и принятие объектами контроля мер, направленных на их недопущение впредь и т. д.
Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено