Как обеспечить независимость и объективность внутреннего финансового аудита

Действующие с 2020 года федеральные стандарты ВФА предусматривают возможность различной организации внутреннего финансового аудита. Однако на практике возникают вопросы, прежде всего связанные с соблюдением принципов независимости и объективности. Особенно остро они стоят при наделении полномочиями по ВФА структурных подразделений или учреждений, основным видом деятельности которых является осуществление контроля учредителя, ведомственного контроля в сфере закупок или внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни. В настоящей статье Андрей Николаевич Захаренко, заместитель руководителя направления по взаимодействию с федеральными органами власти Центра исследования бюджетных отношений, государственный советник Российской Федерации III класса, разъясняет, каким образом организовать аудит, чтобы все необходимые принципы его функционирования были реализованы.

С 2013 года в российском бюджетном законодательстве установлено полномочие по осуществлению главными администраторами и администраторами бюджетных средств (ГА(А)БС) внутреннего финансового аудита (ВФА). Изначально ВФА на федеральном уровне регламентировали правовые акты ГА(А)БС на основе правил, утвержденных постановлением № 193. Методическое обеспечение этой деятельности осуществляло Министерство финансов РФ.

И в правилах, и в методических рекомендациях отмечалось, что ВФА проводится на основе функциональной независимости. Вопросы соблюдения этого принципа при различных способах организации ВФА рассматривались и обсуждались с момента введения указанного полномочия (например, см. статью «Функциональная независимость ВФА: миф или реальность»). Однозначного мнения о способах обеспечения принципа функциональной независимости субъекта ВФА в связи с различными решениями о его подчиненности и позиции в организационно-штатной структуре ГА(А)БС, на наш взгляд, до сих пор не сформировано. Не повлияли на ситуацию и принятые в последнее время изменения и дополнения норм и правил осуществления внутреннего аудита.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

0
sorts@bratsk-city.ru
Исполнение бюджетного полномочия по внутреннему финансовому аудиту (далее ВФА) является правом и обязанностью органов власти в соответствии с БК РФ и федеральными стандартами. Однако, как следует из статьи обязанности по осуществлению ВФА и по соблюдению принципов ВФА в своем большинстве не исполняются, а право проведения ВФА подменяется  контролем учредителя, ведомственным контролем - и это на всех уровнях бюджетной системы. Более того, мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого ГАБС, проводимый в рамках полномочий ВФА финансовыми органами, выявляет те же проблемы организации и осуществления ВФА органами власти. Так по результатам мониторинга в нашем муниципалитете выявлено отклонение  более чем на 25% от целевого значения показателя оценки качества ВФА ( не осуществляется, либо нарушаются принципы при его организации). В сложившихся условиях неэффективности ВФА, являющегося по сути контролем первого уровня, представляется необходимым принятие срочных мер по внедрению  в практику ВФА. К таким мерам можно отнести как  повышение статуса внутреннего аудитора, так и повышения  ответственности ГАБС (АБС) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) бюджетных полномочий.
ИмяЦитировать
Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено