Авторитет контролера зависит не от статуса ведомства, а от опыта, знаний и компетенций
Мы продолжаем публиковать серию интервью с руководителями региональных органов ВГФК, приуроченную к
— Наталья Борисовна, Приморский край — один из немногих регионов России, где контрольный орган выделен в министерство. Какие обстоятельства продиктовали такое решение?
— В 2014 году в Приморском крае был создан Департамент государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края как отдельный орган исполнительной власти. Как видно из наименования, функционал департамента включал не только осуществление внутреннего государственного контроля, но и деятельность по координации государственных программ.
В 2020 году произошли изменения структуры органов власти Приморского края и департамент был преобразован в Министерство государственного финансового контроля Приморского края.
Как показала практика, решение было правильным. Сегодня перед субъектами РФ ставятся важные задачи по выполнению и достижению национальных целей, социально-экономическому развитию региона, созданию благоприятных условий для комфортного проживания и безопасности населения региона. В свою очередь, через экономическое развитие растут показатели краевого бюджета. Увеличение доходов и расходов бюджета требует повышенной ответственности к их исполнению. Важно знать, на что расходуются средства, эффективно ли, соблюдаются ли законодательные нормы. И в такой ситуации значимость контрольной функции возрастает.
В регионе губернатор Олег Николаевич Кожемяко, Правительство Приморского края проводят масштабную работу по привлечению средств из различных источников для развития региона: на строительство объектов социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры, поддержку отдельных отраслей экономики, имеющих важное значение не только для Приморского края, но и для всего Дальнего Востока, — туризма, сельского хозяйства, рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности. И конечно, особое внимание руководство региона уделяет эффективности, результативности, правомерности использования этих средств.
— Какие полномочия в целом возложены на министерство?
— Сегодня на министерство возложены полномочия органа внутреннего государственного контроля в бюджетной сфере и органа контроля в сфере закупок. Все процедуры регламентированы и утверждены на законодательном уровне. Кроме этого, в полномочия министерства входит проведение анализа и комплексной оценки деятельности организаций, находящихся в ведении Приморского края. Аналитическая работа по выявлению несовершенств в организации деятельности учреждения, формирование информации для принятия управленческих решений — одно из важных направлений работы министерства.
По результатам анализа формируем рекомендации. Они содержат выводы и предложения по повышению эффективности (результативности) осуществления финансово-хозяйственной деятельности или отдельных направлений деятельности объекта контроля. В частности, рекомендации касаются соблюдения соответствующих требований законодательства, иных документов по организации финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, а также устранения рисков, признаков нарушений и их недопущения.
— Как министерство, вы можете себе позволить достаточный штат контролеров, юристов и т. д.?
— Кадровый вопрос в сфере финансового контроля всегда был и остается ключевым. Одной теоретической подготовки для осуществления контрольной деятельности недостаточно. Сотрудник становится грамотным контролером постепенно, накапливая знания и опыт.
Коллектив министерства — это прежде всего профессионалы своего дела, люди с активной жизненной позицией. Коллектив имеет большое значение в выполнении поставленных задач и достижении успеха. Без взаимопонимания, сплоченности не обойтись.
Что же касается достаточного штата, то, учитывая увеличивающийся спектр направлений контроля, численность сотрудников нуждается в увеличении. Ощущаем потребность в сотрудниках по узким специальностям, например в специалистах в строительной сфере.
— Как считаете, статус министерства предусматривает большую ответственность и влияет ли он на авторитет контролеров края?
— Безусловно, статус министерства предполагает больше ответственности. А вот то, что касается авторитета... Авторитет — это то, что основано прежде всего на знаниях и опыте работы контролеров. Повышение квалификации, компетенции есть залог высокого профессионального авторитета.
Работа контролера очень ответственная. Он обязан принимать взвешенные и адекватные решения. Правильно проводить проверку документов и обстоятельств. Отлично разбираться в предписывающей документации, а также в нормативных документах и методических материалах, в законодательстве, которое затрагивает непосредственную деятельность объекта контроля. Все выявленные факты нарушений должны рассматриваться и доказываться обстоятельно. Ответственность, целеустремленность, выдержка, независимость, объективность, аналитический склад ума и умение адаптироваться к изменениям — это те качества, без которых добиться успеха, карьерного роста и, конечно же, авторитета контролеру вряд ли удастся.
И еще, контрольные мероприятия позволяют устранять нарушения прежде, чем они примут опасные размеры, а это уже не только репутационные риски.
— Как правило, региональные органы ВГФК выступают для муниципальных контролеров и методологами, и помощниками, и консультантами. Как осуществляете взаимодействие с вашими муниципальными органами контроля?
— Взаимодействие с органами муниципального финансового контроля осуществляем на постоянной основе и в различных формах. Это, например, мониторинг организации контрольной деятельности в муниципальных образованиях. Не менее двух раз в год проводим семинары, на которых обсуждаем изменения законодательства, новые подходы, разбираем типовые нарушения. На таких мероприятиях коллеги из муниципалитетов обмениваются опытом, делятся лучшими практиками своей контрольной деятельности. Также регулярно направляем обзоры контрольной деятельности. В социальной сети мы создали аккаунт, в котором размещаем информацию по специфике деятельности министерства. Осуществляем консультационную поддержку. Одним словом, мы всегда открыты к общению и взаимодействию по различным вопросам.
— На ваш взгляд, какие вопросы осуществления ВГ(М)ФК требуют дополнительной проработки и урегулирования?
— Считаю, что сегодня деятельность в сфере контроля достаточно регламентирована. Конечно же, на практике мы сталкиваемся с отдельными моментами, требующими корректировки, но благодаря взаимодействию с рабочей группой по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, обмену опытом с коллегами-контролерами из других субъектов РФ удается найти решения.
В рамках рабочей группы детально прорабатываются вопросы изменения бюджетного законодательства, развития информационных систем обеспечения бюджетных правоотношений, формирование концепции электронного СМАРТ-контроля и учета государственных финансов и т. д.
— Применяете ли вы рискориентированный подход к планированию контрольной деятельности?
— Безусловно, на стадии планирования контрольных мероприятий мы используем рискориентированный подход. В качестве информационной базы берем показатели качества финансового менеджмента, краевого бюджета, информацию проверок, проведенных в отношении объектов контроля, и т. д. Такой подход к планированию позволяет оптимизировать и сосредоточить имеющиеся ресурсы на контрольных мероприятиях в отношении объектов контроля с высоким уровнем риска, предотвратить возможные нарушения в бюджетных правоотношениях.
Вместе с тем рискориентированное планирование в ручном режиме отнимает большое количество времени и кадровых ресурсов. В настоящее время ведем работу по разработке программного продукта, обеспечивающего автоматизацию. Эффективный контроль должен увязываться с процессом планирования и быть экономичным. Это значит, что мы должны снижать издержки, связанные со сбором, обработкой и хранением информации. Автоматизация упростит жизнь (сэкономит время) не только контрольным органам, но и объектам контроля.
— Подходы к определению сумм ущерба — один из дискуссионных вопросов в сфере ВГ(М)ФК. Какой подход к определению сумм ущерба считаете правомерным?
— Вся проблема в том, что бюджетное законодательство не раскрывает понятие «ущерб», «ущерб бюджету или публично-правовому образованию». Поэтому основным подходом в определении сумм ущерба, на наш взгляд, является исчисление сумм расходов. В большинстве случаев это суммы невыполненных обязательств по договорам и государственным контрактам, объем средств нецелевого либо неправомерного использования, утрата или повреждение имущества, выраженные в денежной форме.
— Важным направлением в работе контрольного органа является контроль исполнения предписаний, представлений? Как вы его осуществляете?
— Контроль исполнения предписаний или представлений — это комплекс мер, которые осуществляются должностными лицами, ответственными за проведение контрольного мероприятия. Абсолютно с вами согласна, что это важная часть контрольного мероприятия, включающая в себя не только устранение нарушений, восстановление прав, но и устранение причин и условий для недопущения вновь. В связи с этим мы проводим мониторинг сроков предоставления информации и документов по исполнению представления либо предписания. По факту поступления документов смотрим на соответствие представленных сведений требованиям, указанным в представлении или предписании. Конечно же, бывают случаи неисполнения требований органа контроля. Тогда к виновным лицам применяем меры ответственности, предусмотренные законодательством.
— Как часто приходится отстаивать свои решения в суде?
— Регулярно. Это конституционное право каждого — защищать себя всеми законными способами. В основном в судах оспаривают постановления о привлечении к административной ответственности. Если не все, то большая часть решений, вынесенных должностными лицами органа контроля, принимаются судом и остаются без изменений. Лишь незначительную долю административных производств суды прекращают в связи с малозначительностью правонарушения. Это еще одно доказательство профессионализма, подтверждение авторитета коллег.
— Наталья Борисовна, в текущем году Контрольно-ревизионные органы отмечают
— Развитие и совершенствование финансового контроля — это неотъемлемая часть совершенствования финансовой системы. Будут меняться формы и методы, но сам контроль был, есть и будет. Он необходим всегда. Цифровой контроль облегчит работу, возможно, изменит направления деятельности, но заменить человека полностью сможет еще не скоро, а в некоторых случаях не заменит никогда. Развитие организаций, учреждений, их финансирование идут активными темпами. Никто не собирается пускать на самотек их деятельность, а следовательно, работы у контролеров не убавится.
Подготовила О. В. Изутова