Экспертные и аналитические мероприятия помогают снизить риски
Министерство финансов Удмуртии стало победителем VII Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) контроля» в номинации «Эффективный контроль».
Министр финансов Вера Николаевна Сухих рассказала, как экспертные и аналитические мероприятия, которые проводит контрольный блок Минфина, позволяют предотвратить нарушения бюджетного законодательства.
— Вера Николаевна, с 2025 года должны вступить в силу поправки в Бюджетный кодекс, которые введут новые методы контроля, направленные на предупреждение нарушений. Многие регионы в рамках имеющихся полномочий применяют механизмы, схожие с теми, которые будут регламентированы БК РФ. Есть ли такая практика у Министерства финансов Удмуртской Республики?
— Поскольку в настоящее время иных методов, кроме проверки, ревизии, обследования, не предусмотрено, а потребность в проведении тех или иных контрольных мероприятий, которые выходят за рамки федеральных стандартов есть, Минфин Удмуртии организует аналитические и экспертные мероприятия. Изначально запрос на проведение таких мероприятий был сделан заместителем председателя Правительства Удмуртской Республики Романом Валерьевичем Ефимовым, курирующим работу нашего министерства. Для принятия каких-либо финансовых решений часто требуется экспертное мнение контрольного органа о возможных рисках в финансово-бюджетной сфере. Иногда в ходе традиционных проверок возникают предположения, что выявленные нарушения могут быть системными. В таких случаях и назначаются аналитические или экспертные мероприятия, в которых участвуют представители заинтересованных структурных подразделений министерства, а также отраслевых исполнительных государственных органов Удмуртской Республики.
Нередко причиной нарушения является несовершенство нормативной правовой базы. С одной стороны, отсутствие регламентации отдельных действий при предоставлении и расходовании средств позволяет объектам контроля действовать по своему усмотрению и не всегда эффективно и законно. С другой стороны, излишняя детализация и конкретизация действий загоняет объект контроля в тупик в случае, если условия отходят от стандартных, и любое действие приводит к нарушению.
Например, при проверках соблюдения порядка и условий предоставления субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям, субсидий (грантов) юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, мы часто выявляем, что к заявкам на получение субсидий из бюджета был приложен неполный пакет документов.
В частности, порядки предоставления целевых субсидий коммерческим и некоммерческим организациям содержат требования о том, чтобы у потенциальных получателей субсидии не было неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на конкретную дату.
У отдельных главных распорядителей средств бюджета мы установили следующие нарушения:
— субсидии главными распорядителями средств бюджета предоставлялись при отсутствии справок из налогового органа;
— субсидии главными распорядителями средств бюджета предоставлялись при наличии справок налогового органа, подтверждающих неисполненную задолженность;
— справки налогового органа содержали неактуальные сведения, так как были сформированы на дату, когда налоговики еще не зачислили последние налоговые платежи, отраженные в ранее сданной отчетности (отсюда недоимка), либо еще не получили налоговую декларацию или расчет, а налоги или взносы в бюджет уже перечислены (аванс числится как переплата);
— к заявке на получение субсидий приобщались недостоверные, поддельные справки;
— справки были получены после даты предоставления субсидии по форме, которая не предусмотрена порядками предоставления субсидий, и другие нарушения.
Минфин Удмуртии проанализировал региональные положения и порядки предоставления коммерческим и некоммерческим организациям целевых средств из республиканского бюджета. После этого главным распорядителям рекомендовано внести в положения и порядки изменения. Скорректированные нормы исключат возможность заявителя самостоятельно предоставлять справки от налоговых органов и введут обязанность ГРБС получать информацию от налогового органа. С одной стороны, это решает проблему предоставления получателями средств недостоверных данных и, как следствие, препятствует неправомерным расходам бюджета. С другой стороны, освобождает организации от дополнительных действий по запросу и предъявлению справок.
— По результатам аналитических мероприятий контрольный орган не выдает обязательные для исполнения представления и предписания. Всегда ли получатели средств из республиканского бюджета реагируют на рекомендации и предложения контролеров?
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»