Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Практика применения административного законодательства

Информационные казначейские системы позволяют выявлять признаки нарушений. Но при детальной проверке выявленных фактов иногда выясняется, что состава административного правонарушения нет. В УФК по Свердловской области разработан порядок производства по делам, основание возбуждения которых — сведения из информационных систем. Как работает этот порядок, а также о некоторых проблемах административного производства рассказала Лариса Анатольевна Никитина, заместитель руководителя управления.

Сложности уведомления

Приказом Федерального казначейства Российской Федерации от 28 ноября 2017 года № 328 утвержден Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства производства по делам об административных правонарушениях (далее — Порядок № 328).

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола. Уведомление вручается под расписку либо направляется одним из следующих способов:

— заказным письмом с уведомлением о вручении;

— телеграммой;

— по факсимильной связи;

— телефонограммой;

— иным способом, позволяющим зафиксировать факт его получения и обеспечить соблюдение сроков составления протокола.

Направление уведомления по факсимильной связи или телефонограммой осуществляется со служебных телефонов территориального органа Федерального казначейства. При передаче информации необходимо фиксировать данные лица, принявшего телефонограмму. Справка о передаче телефонограммы должна включать текст переданной телефонограммы, подпись лица, осуществившего ее передачу, а также номер служебного телефона, с которого осуществлялась передача информации.

Почтовые документы, справка о передаче телефонограммы, документы, подтверждающие направление по факсимильной связи, или иные документы, свидетельствующие о получении уведомления, в том числе отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором с официального сайта АО «Почта России» (pochta.ru), приобщаются к материалам дела.

Должностным лицам извещения (уведомления) направляются по месту жительства, а также могут быть направлены по месту их работы (службы). При этом, согласно Порядку № 328 в случае неявки указанных лиц на составление протокола они будут считаться надлежаще уведомленными о времени и месте его составления при наличии документов, подтверждающих получение ими извещений (уведомлений) по месту жительства.

На практике возникают определенные сложности с уведомлением по месту жительства субъекта правонарушения, так как Порядок № 328 значительно сужает по сравнению с КоАП РФ и сложившейся судебной практикой перечень способов, фактически предусматривая только заказное письмо с уведомлением о вручении. Поэтому возникает вопрос: как подтвердить получение лицом извещения именно по месту жительства в случае, если лицо уведомляется, например, телефонограммой по номеру сотовой мобильной связи или по электронной почте?

В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В абзаце втором пункта 6 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Указанные разъяснения применимы и к случаям извещения указанного лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (пункт 38 обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2023), утвержденного президиумом Верховного суда РФ 26 апреля 2023 года).

Предлагаем внести изменения

Во втором квартале 2024 года управление планирует подготовить и направить в Федеральное казначейство предложения по внесению изменений в пункт 3.2.4 Порядка № 328. Они касаются расширения перечня способов уведомления лица о составлении протокола об административном правонарушении аналогично статье 28.2 КоАП РФ.

Предупреждение вместо штрафа

Санкции большинства статей КоАП РФ устанавливают в качестве меры наказания за совершенное административное правонарушение в финансово-бюджетной сфере административный штраф. В 2021 году УФК по Свердловской области было рассмотрено 39 дел об административных правонарушениях и взыскано в доход федерального бюджета административных штрафов на сумму 361 тысяча рублей.

Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 290-ФЗ в статью 4.1.1 КоАП РФ внесены изменения. За впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа стало подлежать замене на предупреждение (за исключением обозначенных в статье случаев). При этом следует отметить, что с учетом формулировки части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ вопрос о наличии оснований для замены штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению административным органом вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство.

В 2023 году УФК по Свердловской области рассмотрело 28 дел об административных правонарушениях. По 27 из них вынесено постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения, и только одно постановление о назначении административного штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Нарушения, выявляемые при помощи информационных систем

Современные казначейские информационные технологии позволяют фиксировать признаки административного правонарушения и возбуждать дела об административном правонарушении без проведения контрольных мероприятий. Основанием возбуждения таких дел являются сведения, полученные из информационных систем (подсистем) Федерального казначейства.

Среди самых распространенных правонарушений, информация о которых получена из информационных систем (подсистем) Федерального казначейства, можно выделить нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса об административных правонарушениях. Статья устанавливает административную ответственность за нарушение более чем на 10 рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться      Получить БЕСПЛАТНЫЙ демодоступ

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено