Практика применения административного законодательства
Информационные казначейские системы позволяют выявлять признаки нарушений. Но при детальной проверке выявленных фактов иногда выясняется, что состава административного правонарушения нет. В УФК по Свердловской области разработан порядок производства по делам, основание возбуждения которых — сведения из информационных систем. Как работает этот порядок, а также о некоторых проблемах административного производства рассказала Лариса Анатольевна Никитина, заместитель руководителя управления.
Сложности уведомления
Приказом Федерального казначейства Российской Федерации от 28 ноября 2017 года № 328 утвержден Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства производства по делам об административных правонарушениях (далее — Порядок № 328).
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола. Уведомление вручается под расписку либо направляется одним из следующих способов:
— заказным письмом с уведомлением о вручении;
— телеграммой;
— по факсимильной связи;
— телефонограммой;
— иным способом, позволяющим зафиксировать факт его получения и обеспечить соблюдение сроков составления протокола.
Направление уведомления по факсимильной связи или телефонограммой осуществляется со служебных телефонов территориального органа Федерального казначейства. При передаче информации необходимо фиксировать данные лица, принявшего телефонограмму. Справка о передаче телефонограммы должна включать текст переданной телефонограммы, подпись лица, осуществившего ее передачу, а также номер служебного телефона, с которого осуществлялась передача информации.
Почтовые документы, справка о передаче телефонограммы, документы, подтверждающие направление по факсимильной связи, или иные документы, свидетельствующие о получении уведомления, в том числе отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором с официального сайта АО «Почта России» (pochta.ru), приобщаются к материалам дела.
Должностным лицам извещения (уведомления) направляются по месту жительства, а также могут быть направлены по месту их работы (службы). При этом, согласно Порядку № 328 в случае неявки указанных лиц на составление протокола они будут считаться надлежаще уведомленными о времени и месте его составления при наличии документов, подтверждающих получение ими извещений (уведомлений) по месту жительства.
На практике возникают определенные сложности с уведомлением по месту жительства субъекта правонарушения, так как Порядок № 328 значительно сужает по сравнению с КоАП РФ и сложившейся судебной практикой перечень способов, фактически предусматривая только заказное письмо с уведомлением о вручении. Поэтому возникает вопрос: как подтвердить получение лицом извещения именно по месту жительства в случае, если лицо уведомляется, например, телефонограммой по номеру сотовой мобильной связи или по электронной почте?
В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В абзаце втором пункта 6 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Указанные разъяснения применимы и к случаям извещения указанного лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (пункт 38 обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2023), утвержденного президиумом Верховного суда РФ 26 апреля 2023 года).
Предлагаем внести изменения
Во втором квартале 2024 года управление планирует подготовить и направить в Федеральное казначейство предложения по внесению изменений в пункт 3.2.4 Порядка № 328. Они касаются расширения перечня способов уведомления лица о составлении протокола об административном правонарушении аналогично статье 28.2 КоАП РФ.
Предупреждение вместо штрафа
Санкции большинства статей КоАП РФ устанавливают в качестве меры наказания за совершенное административное правонарушение в финансово-бюджетной сфере административный штраф. В 2021 году УФК по Свердловской области было рассмотрено 39 дел об административных правонарушениях и взыскано в доход федерального бюджета административных штрафов на сумму 361 тысяча рублей.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года №
В 2023 году УФК по Свердловской области рассмотрело 28 дел об административных правонарушениях. По 27 из них вынесено постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения, и только одно постановление о назначении административного штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Нарушения, выявляемые при помощи информационных систем
Современные казначейские информационные технологии позволяют фиксировать признаки административного правонарушения и возбуждать дела об административном правонарушении без проведения контрольных мероприятий. Основанием возбуждения таких дел являются сведения, полученные из информационных систем (подсистем) Федерального казначейства.
Среди самых распространенных правонарушений, информация о которых получена из информационных систем (подсистем) Федерального казначейства, можно выделить нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса об административных правонарушениях. Статья устанавливает административную ответственность за нарушение более чем на 10 рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»