Анализ дебиторской задолженности
Исследование причин формирования дебиторской задолженности в бюджетной сфере, а также принимаемых мер по ее истребованию — один из важнейших аспектов при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами. В статье Александр Владимирович Авдеев, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Волгоградской области, поделился опытом проведения проверок и обозначил проблемные вопросы по взысканию дебиторской задолженности, с которыми сталкиваются органы исполнительной власти.
Дебиторская задолженность — совершенно нормальная и естественная часть деятельности любой организации, и проблемы с ней возникают, если ее накапливать и не контролировать. Неконтролируемый рост дебиторской задолженности порождает риски как прямых потерь бюджета от недопоступления налоговых и неналоговых доходов, так и косвенных в виде обесценивания долговременно отвлекаемых денежных средств.
Факторы
Несмотря на усиление принимаемых мер по выработке и регламентации единых подходов к управлению дебиторской задолженностью, еще остаются факторы, негативно влияющие на результативность такой работы. К таким факторам, выявленным КСП Волгоградской области, относятся:
— недостаточная регламентация процессов мониторинга задолженности и организации контроля по ее своевременному взысканию;
— несвоевременная инвентаризация задолженности на предмет ее достоверности, сомнительности, невозможности к взысканию, что влечет образование на балансах главных распорядителей бюджетных средств задолженности, фактически не являющейся активом;
— несвоевременное принятие к учету дебиторской задолженности, что влечет пропуск исковой давности для предъявления требований о ее взыскании;
— трудоемкость процессов по признанию задолженности сомнительной и безнадежной к взысканию.
В качестве примера — администрирование доходов от штрафов, налагаемых мировыми судьями. Проблему с этим мы выявили при внешней проверке бюджетной отчетности Комитета юстиции Волгоградской области. И именно она стала причиной существенного роста соответствующей дебиторской задолженности перед бюджетом.
При проверке мы обратили внимание на падение уровня собираемости штрафов. Если в 2020 году было собрано 42% от суммы вынесенных штрафов, то в 2021 году — 32%, а в 2022 году — всего 23%. Падение собираемости — результат того, что комитет юстиции был не готов к существенному увеличению нагрузки. В соответствии с изменениями федерального законодательства с 2020 года на комитет возложены полномочия по администрированию доходов от почти всех штрафов, налагаемых мировыми судьями Волгоградской области. А штрафов немало. В среднем за год мировые судьи региона выносят около 20 тысяч постановлений. В частности, не было налажено автоматизированное информационное взаимодействие между комитетом юстиции, мировыми судьями и службой судебных приставов, то есть у заинтересованных ведомств не было информации о судьбе вынесенных постановлений. Фактически вся работа по администрированию штрафов осуществлялась в ручном режиме через объемную переписку. Помимо высоких трудозатрат это создавало риски недостоверности и несвоевременности поступления информации о вынесенных мировыми судьями постановлениях. В результате на балансе комитета юстиции стала расти просроченная дебиторская задолженность. С 2020 по 2022 год она выросла почти до 400 миллионов рублей и по итогам 2022 года составила 32% от общей суммы просроченной дебиторской задолженности по неналоговым доходам бюджета. Списание с баланса как сомнительной или безнадежной к взысканию задолженности не осуществлялось в связи с отсутствием у комитета юстиции соответствующей информации.
В качестве выхода из сложившейся ситуации и нормализации процесса собираемости штрафов КСП Волгоградской области рекомендовала комитету юстиции провести работы по интеграции информационных систем мировых судей, службы судебных приставов и комитета юстиции, сведения из которых необходимы для надлежащего администрирования доходов.
В 2023 году такая работа проведена. Дебиторская задолженность проинвентаризирована на предмет актуальности, по результатам чего уменьшена за 2023 год с 397 миллионов рублей до 225 миллионов рублей, или на 43%.
Важно не списание, а взыскание
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»