Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Вопросы администрирования доходов бюджетов

Журнал «Финконтроль» планирует опубликовать ряд статей, посвященных ключевым новациям в части администрирования доходов бюджетов, проблемным моментам инвентаризации дебиторской задолженности по доходам, работе с просроченной дебиторской задолженностью по доходам. Автором материалов выступила Дина Викторовна Черемушкина, начальник управления консолидированной бюджетной отчетности и бухгалтерского учета Департамента финансов администрации Волгограда. Первый материал посвящен в целом проблеме администрирования дебиторской задолженности.

На сайте Счетной палаты РФ в 2021 году были размещены материалы отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти по администрированию дебиторской задолженности». Основная цель названного мероприятия состояла в том, чтобы определить полноту и достаточность нормативно-правового регулирования и принимаемых федеральными органами исполнительной власти мер по управлению дебиторской задолженностью по доходам.

Аудит подсветил проблему

В своем отчете аудиторы указали на следующие проблемы:

— объем дебиторской задолженности федерального бюджета с 2015 года показывал постоянный рост. Отношение дебиторской задолженности к поступлениям также имело тенденцию к росту;

— правовые основы управления дебиторской задолженностью по доходам не нацелены на создание единой системы, способствующей уменьшению объема просроченной дебиторской задолженности за счет мер по предупреждению возникновения и взыскания, а не за счет списания;

— дорожная карта по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, разработанная Правительством РФ в 2019 году, не привела к снижению дебиторской задолженности по доходам;

— у главных администраторов доходов бюджетов (далее — ГАДБ) отсутствуют порядки управления дебиторской задолженностью, а в бюджетной отчетности, в части объемов дебиторской задолженности, фигурируют недостоверные и неполные данные.

В целом аудиторы указали на то, что не была создана целостная система управления дебиторской задолженностью по доходам. ГАДБ не обеспечили системное сокращение объема просроченной дебиторской задолженности за счет мер, предупреждающих ее возникновение и обеспечивающих своевременное взыскание. И это, на мой взгляд, главное в озвученной теме.

Аудиторы высказались и по поводу мониторинга качества финансового менеджмента по управлению дебиторской задолженностью, который проводит Минфин России. По их мнению, он не отражает реальной картины по работе с дебиторской задолженностью и не позволяет принимать решения по устранению проблем в данной сфере.

На мой взгляд, именно аудит проблематики дебиторской задолженности по доходам Счетной палаты стал толчком для того, чтобы Минфин России вплотную занялся данным вопросом. Вслед за Счетной палатой об актуальности проблемы высказалась и директор Департамента доходов Минфина России Елена Викторовна Лебединская в своей статье, опубликованной в журнале «Бюджет» в ноябре 2021 года. Она заявила о том, что существующая система управления доходами, функционирующая много лет, не соответствует современным темпам. И что ей необходима модернизация, которая позволит быть системе администрирования доходов гибкой, прозрачной и универсальной.

Вопросы администрирования доходов местного бюджета, работы с дебиторской задолженностью, поднятые Счетной палатой, в полной мере актуальны и для муниципальных образований, в том числе и для города Волгограда.

Рассмотрим в качестве примера работу по администрированию поступлений в местный бюджет платы за размещение нестационарных торговых объектов (далее — НТО). В таких договорах на территории районов города Волгограда установлены сроки внесения платы за НТО, время размещения которых один год и более, — ежемесячно равными долями до 25-го числа месяца, предшествующего расчетному. Однако есть плательщики, которые нарушают установленный алгоритм внесения платы. Например, некоторые организации, чтобы лишний раз себя не утруждать, вносили плату раз в квартал сразу за три месяца. Хотя договором предусмотрены неустойки в виде пени в размере 0,1% за каждый день просрочки платы за размещение объекта, уплачиваемой ежемесячно. В связи с этим в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации была странная картина — огромные начисления по счету «Расчетам по доходам» (дебет счета 205) «не квитированные», то есть не закрытые, и отрицательный показатель по кредиту счета 205. Очевидно, что ситуация требует вмешательства и наведения порядка.

Много вопросов возникает по планированию и учету доходов будущих периодов. И первый вопрос касается целесообразности раскрытия такой информации в балансовых показателях. Ведь сейчас очень быстро все меняется, и поэтому почему бы, например, не использовать счета 5-го раздела плана счетов. В трехлетний бюджет постоянно вносятся изменения, соответственно, и доходы будущих периодов меняются. Кроме того, все показатели бюджетных проектировок, как и исполнение бюджета, это кассовый метод, но не метод начислений.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться      Получить БЕСПЛАТНЫЙ демодоступ

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено