Практика анализа дебиторской задолженности по доходам

Проверки Контрольно-счетной палаты Краснодарского края показали: часто снижение дебиторской задолженности по доходам происходит не за счет активизации работы по ее взысканию, а в связи со списанием по истечении срока исковой давности. О практике анализа дебиторской задолженности по доходам рассказала Светлана Викторовна Проскурина, аудитор КСП.

Данные бюджетного учета и отчетности — официальные источники информации, на основании которых формируются представления об имеющихся имущественных активах и обязательствах. Федеральные стандарты бухгалтерского учета рассматривают дебиторскую задолженность по доходам как финансовый актив. Вместе с тем высокая доля задолженности в общей структуре активов ведет к снижению ликвидности и финансовой устойчивости бюджета, поскольку повышает риск финансовых потерь и дотационную зависимость. Следовательно, дебиторская задолженность как один из внутренних доходных источников требует к себе постоянного внимания для своевременного взыскания и недопущения перехода в разряд сомнительной или безнадежной к взысканию. Практика наших проверок показывает, что зачастую снижение объема дебиторской задолженности по доходам происходит не за счет активизации работы администраторов доходов по ее взысканию, а в связи с ее списанием по истечении срока исковой давности.

При отнесении задолженности к категории «сомнительная» и списании ее с балансового учета какая-либо работа по ее взысканию прекращается. Такой подход негативно сказывается на объеме собственных доходов, не позволяет обеспечить объективность показателей качества управления дебиторской задолженностью, а также приводит к отражению недостоверных сведений в отчетности. В условиях современных вызовов данная тема приобретает особую актуальность, вызывает необходимость обмена опытом по анализу дебиторской задолженности по доходам, использования инструментов для сокращения рисков потерь бюджета.

Природа дебиторской задолженности

На величину дебиторской задолженности оказывают влияние как внешние факторы (состояние экономики), так и внутренние — контроль за дебиторской задолженностью, профессионализм в принятии управленческих решений, состояние учета. При этом важно учитывать, что в процесс контроля за дебиторской задолженностью должны быть включены все службы, взаимодействующие с контрагентом (сотрудники финансовых отделов, бухгалтеры, юристы и иные специалисты).

За последние пять лет доходы бюджета Краснодарского края выросли почти в два раза — с 291,5 миллиарда рублей в 2019 году до 506,3 миллиарда в 2023 году. Из них налоговые и неналоговые поступления формируют более 70% доходной части бюджета Краснодарского края (без учета поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета ). В их структуре доля налоговых доходов превышает 90%.

Динамика поступления доходов в бюджет Краснодарского края

Структура доходов бюджета Краснодарского края

Несмотря на трудности с логистикой, перестройкой хозяйственных цепочек и ростом издержек, темпы роста основных отраслей экономики Кубани остаются устойчивыми и демонстрируют высокую положительную динамику. Одновременно в отчетном году край вдвое улучшил свои позиции в рейтинге регионов по рынку труда, показав среди субъектов России лучшие темпы роста заработных плат экономически активного населения и сокращения безработицы. Однако наряду с ростом доходов мы наблюдаем увеличение задолженности по обязательным платежам в бюджет. При росте объема поступлений налоговых доходов за пять лет в 1,5 раза рост задолженности по налоговым платежам составил 1,3 раза, недоимки — 1,6 раза.


С 2019 года объем дебиторской задолженности по доходам (счета бюджетного учета 1 205 000, 1 206 000 и 1 209 000) увеличился более чем в три раза, составив в 2023 году свыше 40 миллиардов рублей. Это без учета задолженности по долгосрочным договорам аренды ввиду спецификации отражения в бюджетной отчетности, а также задолженности по безвозмездным поступлениям от бюджетов другого уровня. Из них почти 20% приходится на просроченную задолженность по налогам, не уплаченным налогоплательщиками в установленные законодательством сроки. Наибольшие объемы задолженности приходятся на доходы от собственности, сумм принудительного изъятия и штрафных санкций за нарушение условий договоров.

Динамика роста дебиторской задолженности

Причины появления задолженности

Основными причинами образования просроченной дебиторской задолженности являются:

— нарушение сроков внесения арендной платы из-за несоблюдения арендаторами платежной дисциплины, несогласие арендаторов с размером арендной платы, ухудшение платежеспособности должников (в том числе в связи с отсутствием имущества для удовлетворения требований, нахождением в процедурах банкротства и прекращением деятельности);

— невнесение в добровольном порядке виновными лицами штрафных и компенсационных платежей (административных штрафов, санкций за нарушение условий договоров (контрактов), сумм неосновательного обогащения), взыскание которых осуществляется в принудительном порядке по решениям суда через службу судебных приставов (длительность процедуры исполнения решения судов). Немаловажное влияние оказала сложившаяся в 2020–2021 годах ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничения.

Касаемо дебиторской задолженности по земельным платежам можно сказать, что большой ее объем объясняется большим количеством плательщиков (на территории края по состоянию на 1 января 2024 года более 18,5 тысячи контрагентов), в отношении которых ежегодно начисляются значительные суммы. При этом наблюдается рост числа дебиторов, нарушающих платежную дисциплину.

Все эти факты усложняет процесс администрирования и требует немалых трудозатрат для реализации мероприятий в сфере управления дебиторской задолженностью. Что касается взимания административных штрафов, то следует отметить отсутствие эффективной системы мониторинга за процессом взыскания задолженности со стороны администраторов доходов. Напомним, что в определенных случаях (по штрафам, налагаемым мировыми судьями) инициатором привлечения к административной ответственности является одно ведомство, а администратором доходов — другое.

Также не способствуют повышению результативности мер, принимаемых для взыскания задолженности:

— пассивная позиция по реализации права взыскателя, предусмотренного частью 3 статьи 31 и статьями 50 и 121 Федерального закона № 229-ФЗ , в том числе по обжалованию (оспариванию) действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, не исполняющего требования части 8 и части 17 статьи 30 указанного закона;

— несвоевременное направление судебному приставу-исполнителю второго экземпляра постановления о назначении административного наказания в виде штрафа (часть 5 статьи 32.2 КоАП РФ), несоставление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф;

— отсутствие должного взаимодействия между судьями и администраторами доходов при взыскании административных штрафов. Зачастую не соблюдаются сроки направления постановления, вынесенного судьей должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении. Это препятствует надлежащему администрированию и ведет к избыточной переписке с судом;

— ненадлежащее взаимодействие со службой судебных приставов по контролю за ходом исполнительных производств. У администраторов отсутствуют сведения о возбуждении (окончании, прекращении) и о ходе исполнительных производств по причине неисполнения должностными лицами службы судебных приставов положений Федерального закона № 229-ФЗ. Также имеет место неполное (несвоевременное) размещение информации в банке данных исполнительных производств, не обеспечена полнота информации, подлежащая предоставлению службой судебных приставов в электронном виде в соответствии со статьей 50.1 приведенного закона.

Алгоритм анализа

Специалисты КСП Краснодарского края анализируют объем дебиторской задолженности в процессе следующих системных мероприятий:

— внешняя проверка годовой бюджетной отчетности администраторов бюджетных средств и отчета об исполнении регионального бюджета;

— ежеквартальный мониторинг исполнения бюджета;

— экспертиза проекта закона о бюджете на очередной бюджетный период;

— контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, затрагивающие вопросы мобилизации поступлений доходов в консолидированный бюджет.

В состав проверяемых объектов включаются территориальные подразделения федеральных органов власти, администрирующие доходы регионального бюджета, однако наибольшее внимание уделяется краевым ведомствам, в основном администрирующим неналоговые поступления.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, вступившие в силу с 2018 года, внесли существенные коррективы в систему управления дебиторской задолженностью. Определены признаки актива, введены новые экономические понятия, в том числе понятия сомнительной и долгосрочной дебиторской задолженности, установлены требования к качественным характеристикам отчетности, отражению задолженности в бюджетном учете, проведению ее инвентаризации.

Контроль за соблюдением администраторами бюджетных средств требований нормативных правовых актов, регулирующих как бюджетные правоотношения, так и правила ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности, осуществляется в форме комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В их состав входит в том числе внешняя проверка отчетности.

В программу внешней проверки и иных мероприятий мы включаем вопросы, связанные с установлением наличия документов, регламентирующих работу с дебиторской задолженностью, и их соответствия действующему законодательству; с контролем соблюдения главными администраторами (администраторами) доходов бюджетных полномочий. Также рассматриваем деятельность объектов контроля по управлению дебиторской задолженностью.

В ходе проверочных мероприятий определяем достоверность отражения дебиторской задолженности по доходам в учете и отчетности, корректность ее квалификации в качестве просроченной (сомнительной, безнадежной к взысканию), своевременность, обоснованность и полноту принятия мер по взысканию задолженности.

Недостатки в работе с задолженностью

В ходе тематических мероприятий и внешней проверки мы выявили ряд типичных нарушений и недостатков.

• Методики прогнозирования доходов разработаны не по всем видам администрируемых доходов, при расчете прогнозных объемов поступлений применяются методы, отличные от установленных общими требованиями. Отсутствуют источники данных и описание показателей, использованных в расчетах, а также оценка ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности и данные о поступлениях доходов за истекший период текущего года.

• Не обеспечена полнота отражения дебиторской задолженности в бюджетном учете и бюджетной отчетности. Например, отсутствуют учет и начисление неналоговых доходов, в том числе ввиду непредставления (несвоевременного представления) документов, подтверждающих возникновение прав требования к плательщику. Не обеспечено достоверное раскрытие сведений о просроченной дебиторской задолженности по доходам, не все данные занесены в информационные и аналитические системы.

• Учет дебиторской задолженности по доходам не отвечает критериям актива и (или) искажает реальную сумму долга контрагента. Например, это касается задолженности дебиторов, исключенных из ЕГРЮЛ; задолженности, по которой постановления о назначении административного наказания не были приведены в исполнение в течение двух лет со дня их вступления в законную силу; задолженности, по которой вынесены определения (решения) суда об отказе (частичном отказе) в исковых требованиях в связи нарушением истцом сроков исковой давности либо ввиду наличия оснований для применения норм Федерального закона № 229-ФЗ или постановления Правительства РФ № 783.

• Не приняты должные меры по урегулированию задолженности в досудебном и взысканию в судебном порядках.

• Не удержаны неустойки (штрафы, пени), которые должны быть удержаны в силу положений Федерального закона № 44-ФЗ, из сумм, подлежащих оплате поставщику по контракту либо из обеспечения исполнения контракта.

• Не направлены сведения для включения задолженности в реестр требований кредиторов, а также исполнительные документы в органы принудительного исполнения судебных актов, отсутствует должное взаимодействие с органами принудительного исполнения судебных актов по имеющимся исполнительным документам (часть 2 статьи 1 Федерального закона № 229-ФЗ и статьи 242.3 и 242.5 БК РФ).

• Дебиторская задолженность признана безнадежной к взысканию и списана с баланса или с забалансового счета при отсутствии достаточных оснований, не приняты меры для признания такой задолженности безнадежной к взысканию.

• Недостаточно принято мер (при наличии признаков безнадежной или сомнительной задолженности) по подготовке (получению) и направлению документов в комиссию по поступлению и выбытию активов для рассмотрения вопроса о списании задолженности с балансового учета.

• Для признания дебиторской задолженности по доходам сомнительной использованы субъективные критерии.

• В ведомственных правовых актах не определены периодичность и сроки проведения мероприятий по передаче документов на рассмотрение комиссии по поступлению и выбытию активов в части сомнительной задолженности.

• Отсутствуют планы мероприятий по снижению дебиторской задолженности по доходам, либо в утвержденных планах нет конкретных сроков реализации мероприятий и целевых показателей, которые должны быть достигнуты по итогам их исполнения.

• Объемы дебиторской задолженности на начало года скорректированы путем исправления ошибок прошлых лет по причине формального проведения инвентаризации дебиторской задолженности по доходам, несвоевременного отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета, выявления ошибок, допущенных при отражении бухгалтерских записей на основании первичного учетного документа.

Что поможет избежать нарушений?

Важно отметить, что большинство нарушений можно избежать благодаря проведению перед составлением отчетности должной инвентаризации и внутреннего финансового аудита. Наша практика позволяет утверждать, что инвентаризация является не просто контрольной процедурой, заключающейся в сверке фактического наличия объектов учета с данными учетных регистров, а необходимым условием для достоверного понимания реального объема ожидаемых поступлений доходов от погашения дебиторской задолженности. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что непринятие мер по своевременному взысканию дебиторской задолженности для бюджета любого уровня может обернуться ущербом. Причина тому — применение судом сроков исковой давности, влекущих утрату права взыскания задолженности. В связи с этим объекты контроля должны учитывать судебную практику по искам учреждений о возмещении ущерба, причиненного работником.

Управление дебиторской задолженностью — важная часть финансового менеджмента, в числе приоритетных задач которого обозначено повышение качества управления активами. Изучив действующую в крае систему мониторинга, мы установили, что для анализа качества управления дебиторской задолженностью по доходам финансовый орган установил лишь один показатель, отражающий изменение суммы просроченной задолженности по платежам в бюджет за отчетный финансовый год. Принятый порядок не учитывает методические рекомендации Минфина России по включению показателей, характеризующих выполнение администраторами доходов мер по сокращению такой задолженности и исключению рисков ее возникновения. В связи с этим ведомству, уполномоченному на осуществление финансового менеджмента, направлены соответствующие предложения.

Безусловно, главные администраторы (администраторы) доходов проводят работу по недопущению образования просроченной дебиторской задолженности, урегулированию и взысканию. Однако зачастую эта работа не систематизирована и не охватывает полный перечень мероприятий, рекомендованных Минфином России для организации процесса управления задолженностью. До принятия изменений в БК РФ в части установления требований к регламенту реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности ведомственные акты специального характера, определяющие мероприятия по работе с дебиторской задолженностью, имели единичный характер по отдельным видам платежей.

Сегодня, в соответствии с поручением Президента РФ № Пр-1313 во исполнение требований пункта 2 статьи 160.1 БК РФ и в рамках условий соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Краснодарского края на его территории создан правовой механизм, который обеспечивает системность и единство подходов к управлению дебиторской задолженностью.

Итоги наших контрольных мероприятий подтвердили, что все администраторы неналоговых доходов бюджета Краснодарского края приняли регламенты. Однако нам важно было знать, насколько это работающие документы. Иными словами, содержат ли они четкую программу, сроки и алгоритм действий при работе с дебиторской задолженностью, начиная от проведения профилактических мер до взыскания задолженности (при наличии оснований) и последующего наблюдения за платежеспособностью должника и т. д. Для этого мы провели анализ соответствия регламентов общим требованиям, методическим рекомендациям Минфина России (1, 2) и дорожной карте, утвержденной губернатором Краснодарского края. Оказалось, что в ряде случаев есть отступления от общих требований, влекущие риски неисполнения дорожной карты, критерием выполнения которой является сокращение на 15% объема просроченной дебиторской задолженности по доходам по отношению к ее объему, сложившемуся на начало 2024 года.

Также зачастую в регламентах отсутствуют:

— сроки (контрольные точки) по каждому этапу работы с дебиторской задолженностью;

— порядок работы на каждом этапе по каждому виду дебиторской задолженности;

— закрепление ответственных структурных подразделений (должностных лиц) по каждому виду дебиторской задолженности;

— порядок обмена информацией и документами между структурными подразделениями администратора доходов и с подразделениями, осуществляющими полномочия по ведению бюджетного учета.

Наличие регламента по работе с дебиторской задолженностью по доходам обязательно. Этого требуют вступившие в законную силу положения бюджетного законодательства. Вместе с тем целесообразно установить аналогичные требования в отношении выбытий из бюджета. Так, например, по причине роста принимаемых обязательств по капитальным вложениям наметилась тенденция роста дебиторской задолженности по выданным авансам. На начало текущего года из 119 государственных и муниципальных контрактов (на общую сумму свыше 960 миллиардов рублей), заключенных с участием средств краевого бюджета, предоставленных в виде межбюджетных трансфертов, авансы предусмотрены по 111. Диапазон авансов от 7,9 до 90% (более 154 миллиардов рублей, или 16% от общей стоимости контрактов). Подрядчики отработали 71% общей суммы аванса, то есть почти 44 миллиарда рублей остались в работе для достижения заданного результата. Из-за отставания в строительстве более 2 миллиардов указанных средств приходится на просроченную дебиторскую задолженность. Ведомствам и учреждениям, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, рекомендовано проводить постоянный мониторинг репутации (надежности) подрядчика, определить зону ответственности всех специалистов, участвующих в заключении контракта (договора), наладить с контрагентом эффективное взаимодействие и оперативно реагировать на возникающие проблемы. Действенным механизмом в решении сложившейся проблемы станет порядок работы. Президент РФ поручил Счетной палате совместно с Минфином и Минэкономразвития России разработать такой документ.

Учитывая актуальность вопросов управления дебиторской задолженностью, в том числе с точки зрения результативности мер, принимаемых администраторами доходов по итогам внешнего финансового контроля, в текущем году специалисты палаты продолжают анализировать состояние дебиторской задолженности. От действенности и эффективности управления дебиторкой во многом зависит качество бюджетного процесса и степень бюджетной дисциплины в целом.

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено