Проверка достоверности доходов от реализации в субъектах РФ новых инвестиционных проектов
Все чаще контрольные компетенции Федерального казначейства становятся востребованными для проверки достоверности данных, которые ложатся в основу управленческих решений в рамках бюджетного процесса. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2021 года № 1740 утверждены Правила списания задолженности субъекта РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (далее — Правила № 1740). В соответствии с ними Федеральное казначейство начиная с 2022 года ежегодно по поручению Минфина России проверяет достоверность суммы доходов от реализации нового инвестиционного проекта, используемых для расчета поступления налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов (далее — проверка достоверности доходов от реализации нового инвестиционного проекта). Подробнее — в статье заместителя руководителя Федерального казначейства, заведующего кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктора экономических наук, заслуженного экономиста РФ, доцента Эли Абубакаровича Исаева.
Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2020 года № 1704 утверждены Правила определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта РФ, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — Правила № 1704).
В рамках указанного постановления под новыми инвестиционными проектами (далее также — НИП) понимается ограниченный по времени и ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых объектов основных средств или на реконструкцию существующих объектов, создание и ввод в эксплуатацию новых объектов жилищного фонда, которые вводятся в эксплуатацию после 1 января 2021 года и стоимость которых свыше 50 миллионов рублей.
При этом средства бюджета субъекта РФ, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (далее — высвобождаемые средства), подлежат направлению на реализацию мероприятий в целях создания (развития) транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры для реализации новых инвестиционных проектов.
Сферы реализации НИП также определены Правилами № 1704: сельское хозяйство; добыча полезных ископаемых; туристская деятельность; логистическая деятельность; обрабатывающие производства; отрасли, относящиеся к перспективным экономическим специализациям субъектов РФ; жилищное строительство; жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие.
Новые инвестиционные проекты подлежат одобрению президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации. После этого сводный перечень НИП утверждается актом Министерства экономического развития РФ.
Таким образом, Правительство РФ поощряет развитие отраслей экономики, создание новых рабочих мест в регионах путем стимулирования субъектов РФ осуществлять поддержку НИП за счет средств, высвобождаемых в результате реструктуризации задолженности.
Обращения о списании задолженности
Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе в срок до 1 июля года, следующего за отчетным, направить в Министерство финансов РФ обращение с просьбой о списании задолженности субъекта РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в объеме поступления в федеральный бюджет в течение периода погашения задолженности (в том числе реструктурированной) по бюджетным кредитам налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в соответствии с Правилами № 1704, в целях реализации которых высвобождаемые средства направляются на создание (развитие) инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.
Такое обращение в том числе должно содержать:
— данные об объеме поступления администрируемых Федеральной налоговой службой налоговых доходов за соответствующий отчетный год (в случае если НИП реализуются специально созданным для этих целей юридическим лицом);
— данные о налоговых доходах от реализации новых инвестиционных проектов с приложением их расчетов (в случае реализации НИП ранее зарегистрированным юридическим лицом);
— данные об объеме высвобождаемых средств, фактически направленных субъектом РФ на создание (развитие) транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.
Условия списания задолженности
Правительство РФ списывает субъекту РФ задолженность по бюджетным кредитам, но при этом должны соблюдаться следующие основные условия:
1. В отчетном периоде от реализации НИП в федеральный бюджет поступают налоги и сборы (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла).
2. Задолженность по бюджетным кредитам списывается только в случае, если у юридического лица, реализующего НИП, в отчетном периоде имеется прирост уплаченных в федеральный бюджет налогов и сборов, указанных выше, по сравнению с базовым годом (до начала реализации НИП) — задолженность списывается только в пределах такого прироста (даже если налоги и сборы от реализации НИП по расчету оказались больше такого прироста).
3. При фактическом направлении субъектом РФ высвобождаемых средств на создание (развитие) инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.
Проверки Федерального казначейства
Федеральное казначейство по обращению Министерства финансов РФ проводит в соответствии с порядком, установленным бюджетным законодательством РФ для осуществления внутреннего государственного финансового контроля, проверку достоверности сведений субъекта РФ:
— о доле доходов от реализации нового инвестиционного проекта за отчетный период (в случае если новый инвестиционный проект реализуется ранее зарегистрированным юридическим лицом);
— об объеме фактического направления субъектом РФ высвобождаемых средств на создание инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.
Также дополнительно Федеральному казначейству необходимо подтвердить данные о фактических сроках ввода в эксплуатацию и (или) поэтапного ввода объектов НИП (в редакции Правил № 1740 от 18 сентября 2024 года).
Следует отметить, что с 2021 года Правила № 1740 претерпели ряд существенных изменений в части проверочных мероприятий, проводимых Федеральным казначейством. Так, в первой редакции Федеральному казначейству на проверку отводилось 50 рабочих дней, в текущей редакции — только 20 рабочих дней.
Также первые проверки (в 2022 году) проводились непосредственно у ранее созданных юридических лиц, реализующих НИП. С 2023 же года проверки проводятся в уполномоченных исполнительных органах субъектов РФ, что в некоторой степени усложняет Федеральному казначейству проверочные мероприятия, но снижает нагрузку на предпринимателей.
Изменениями от 18 сентября 2024 года в Правила № 1740 внесен прямой запрет на проведение Федеральным казначейством контрольных действий в отношении юридических лиц, реализующих новые инвестиционные проекты, при проведении проверок достоверности доходов от реализации новых инвестиционных проектов.
Уполномоченный исполнительный орган субъекта РФ обеспечивает представление ранее зарегистрированным юридическим лицом, реализующим новый инвестиционный проект, документов и сведений, необходимых для проведения Федеральным казначейством проверочных мероприятий осуществления финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица в целях подтверждения достоверности суммы доходов от реализации нового инвестиционного проекта.
При необеспечении уполномоченным исполнительным органом субъекта РФ предоставления Федеральному казначейству необходимых документов и сведений списание задолженности субъекта РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам не осуществляется.
Федеральное казначейство проводит проверочные мероприятия методом обследования и оформляет заключение. Результаты проверочного мероприятия направляются в Министерство финансов РФ.
Министерство финансов РФ, в том числе с учетом результатов проверочных мероприятий Федерального казначейства в части достоверности данных, содержащихся в обращениях высших органов исполнительной власти субъектов РФ о доле доходов от реализации нового инвестиционного проекта, а также об объеме фактического направления субъектом РФ высвобождаемых средств на создание (развитие) инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, направляет в Правительство РФ заключение о возможности списания задолженности субъектов РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам. По итогам его рассмотрения Правительство РФ принимает решение о списании задолженности субъекта РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.
Реализация Правил № 1704, 1740 в цифрах
2022 год |
2023 год |
|
Общее количество реализуемых субъектами РФ НИП (сводный перечень Минэкономразвития России) |
412 |
573 |
Количество субъектов РФ, направивших в Минфин России обращение о списании задолженности перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам |
9 |
24 |
Объем высвобождаемых средств, направленный субъектами РФ на создание (развитие) инфраструктуры в целях реализации НИП |
9,8 млрд руб. |
23,87 млрд руб. |
Запрашиваемая сумма к списанию задолженности субъекта РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам |
3,69 млрд руб. |
16,88 млрд руб. |
Общая сумма списанной субъектам РФ задолженности по бюджетным кредитам |
1,87 млрд руб. |
10,9 млрд руб. |
Выявленное завышение суммы списания задолженности |
1,82 млрд руб. |
5,98 млрд руб. |
Расчет доходов от реализации НИП
Основной особенностью и сложностью проведения таких проверок является вопрос определения в общей массе выручки юридического лица размеров дохода от реализации непосредственно нового инвестиционного проекта в отсутствие у него обязанности вести раздельный учет доходов, в том числе от реализации НИП. Доля доходов от реализации НИП определяется как отношение доходов от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках нового инвестиционного проекта за отчетный период, к общему объему выручки юридического лица.
При этом бывают простые для ревизоров случаи, когда результатом реализации НИП является новая номенклатурная группа изделий и по бухгалтерскому счету 90 «Продажи» так называемым прямым счетом можно определить объем таких доходов (выручки).
Также ревизоры могут применить «затратный метод», когда, например, вводится в эксплуатацию новый цех по упаковке лекарственных препаратов, при этом производство самих лекарственных препаратов осуществляется на старых мощностях. В таком случае доходы от реализации НИП в общем объеме выручки юридического лица определяются исходя из доли, которую составляют затраты на упаковку в общей себестоимости товара.
Но бывают и эксклюзивные случаи, когда к расчету нужно применить индивидуальный подход. К таким примерам относится реализация НИП в сфере логистической деятельности.
Заведомо сложный, непрозрачный расчет может привести к тому, что ревизор не сможет подтвердить размер доходов от реализации НИП. В таком случае будет вынесен отказ от выражения мнения о доли доходов юридического лица от реализации им нового инвестиционного проекта.
Следует отметить, что у специально созданных для реализации НИП юридических лиц проверки достоверности доходов от реализации новых инвестиционных проектов не проводятся. Все доходы таких юридических лиц признаются доходами от НИП, и, соответственно, все налоги и сборы, уплаченные в федеральный бюджет, принимаются как налоговые доходы от реализации НИП.
Результаты проверок и перспективы развития инструмента
В результате проведенных в течение двух лет контрольных мероприятий установлено завышение заявленной субъектами РФ суммы списания задолженности и предотвращены соответствующие риски в размере 7,8 миллиарда рублей. Причинами такого завышения являются неправильное исчисление уполномоченным органом субъекта РФ дохода от реализации НИП, включение в него доходов от деятельности, не связанной с НИП, а также включение в сводный перечень проектов, реализация которых осуществляется в сферах, не предусмотренных пунктом 2 Правил № 1704.
В своем ежегодном послании Федеральному собранию 29 февраля 2024 года Президент РФ В. В. Путин отдельно остановился на вопросах регионального развития. Президент предложил прежде всего снизить долговую нагрузку субъектов РФ. При этом он обратил внимание на то, что «сэкономленные средства должны быть, что называется, „окрашены“ и целевым образом направлены регионами на поддержку инвестиций и инфраструктурные проекты».
Это означает, что проверки достоверности доходов от реализации новых инвестиционных проектов приобретают еще большую актуальность. Следовательно, Федеральное казначейство будет активно развивать это направление, наращивать опыт, совершенствовать практику, в том числе дополняя ее новыми вопросами исследований.