Союз МКСО как катализатор развития внешнего муниципального финконтроля


Союз муниципальных контрольно-счетных органов — это некоммерческая организация, объединяющая контрольно-счетные органы муниципальных образований. Его деятельность направлена на развитие внешнего муниципального финансового контроля, в том числе на совершенствование законодательства, методик, профессионального обучения и т. д. О создании и деятельности Союза МКСО, а также в целом о финансовом контроле мы поговорили с Александром Ивановичем Мордвинцевым, председателем Союза МКСО, председателем Контрольно-счетной палаты города Волгограда.

— В мае текущего года исполняется ровно 23 года с момента создания Союза МКСО. Александр Иванович, на ваш взгляд, какую роль Союз МКСО сыграл в развитии внешнего муниципального финансового контроля?

— Действительно, 13 мая 2002 года на первой Всероссийской конференции муниципальных контрольно-счетных органов, которая состоялась в городе Светлогорске Калининградской области, было принято решение о создании Союза муниципальных контрольно-счетных органов. Такое решение было очень актуальным и своевременным.

Создание в январе 1995 года Счетной палаты РФ — первого органа внешнего финансового контроля — задало тренд на организацию региональных и муниципальных контрольно-счетных палат. Начиная с этого момента и по май 2002 года было организовано подавляющее число контрольно-счетных органов в субъектах РФ, а также активно начался процесс создания контрольно-счетных органов на муниципальном уровне. В этот же период была образована Контрольно-счетная палата Волгоградского городского Совета народных депутатов.

Развитие внешнего финансового контроля в муниципалитетах вызывало массу вопросов как организационного, так и методологического характера. В этой ситуации потребовался объединяющий орган — профессиональный союз — для того, чтобы, во-первых, вместе решать возникающие проблемы, а во-вторых, вырабатывать единообразные подходы к деятельности муниципальных контрольно-счетных палат. Не могу не подчеркнуть, что огромную роль в появлении Союза МКСО сыграл Сергей Вадимович Степашин, возглавивший с 2000 года Счетную палату РФ. Благодаря его личной поддержке идея создания Союза МКСО была реализована.

С момента создания Союз МКСО плодотворно работал, оказывая муниципальным КСО правовую и методическую поддержку. В 2010 году были организованы представительства союза во всех федеральных округах, деятельность структурирована по территориальному и функциональному признакам. Были созданы комиссии по разным направлениям: по правовым вопросам, по методологическому обеспечению, по профессиональному развитию и т. д.

Наработанные база знаний и опыт позволили союзу активно участвовать в работе по совершенствованию законодательства в области внешнего финансового контроля.

Принятие в феврале 2011 года Закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» стало следующим значимым этапом развития внешнего финансового контроля. При разработке данного закона Счетной палатой РФ использовались в том числе предложения, разработанные Союзом МКСО на основе опыта и практики муниципальных палат.

После принятия закона произошел резкий рост количества контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях. К созданию контрольно-счетных органов местные органы самоуправления подходили уже более осознанно, с пониманием роли и места контрольного органа в управлении муниципальными ресурсами. Закон обеспечил условия для организации и развития внешнего муниципального финансового контроля: были прописаны полномочия КСО, определены принципы деятельности.

Важным событием в дальнейшем развитии Союза МКСО, а также в целом внешнего финансового контроля стало принятие 1 июля 2021 года Закона № 255-ФЗ, которым были внесены важные для контрольно-счетных органов изменения в действующий Закон № 6-ФЗ. Активное участие в подготовке этих изменений принимало руководство Союза МКСО.

Во-первых, был определен правовой статус муниципальных контрольно-счетных органов: теперь они обязательно должны быть юридическими лицами. Данная новация обеспечила функциональную независимость муниципальных палат.

Во-вторых, должности председателя, его заместителей, а также аудиторов однозначно были отнесены к муниципальным должностям, в отличие от предыдущей редакции «могут быть отнесены...». Появилась норма, гарантирующая материальное и социальное обеспечение должностных лиц контрольно-счетных органов.

В-третьих, изменениями в Закон № 6-ФЗ было упорядочено взаимодействие КСО с прокуратурой. Надо признать, что до принятия этого закона взаимодействие было непростым. У прокуратуры не было понимания роли и полномочий контрольно-счетных органов. Иногда от прокуратуры поступали поручения, выходящие за рамки полномочий КСО. Например, КСО могли привлечь к участию в проверке частной организации.

Таким образом, деятельность Союза МКСО направлена на правовую и информационную поддержку муниципальных КСО, а также на совершенствование законодательства о внешнем финансовом контроле.

— Какова миссия Союза МКСО сегодня? Какие цели и задачи стоят перед ним?

— Главная миссия Союза МКСО — совершенствовать внешний муниципальный финансовый контроль, содействовать развитию муниципалитетов и повышению качества жизни населения. Что касается целей, то следует выделить две главные: защита общих профессиональных интересов муниципальных КСО и укрепление взаимодействия муниципальных контрольно-счетных органов для повышения эффективности внешнего муниципального финансового контроля. Круг задач, стоящих сегодня перед Союзом МКСО, также обширен.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено