Что нового в контроле?

5 июня в Москве при поддержке Совета Федерации прошла конференция «Местные бюджеты в современных условиях». Организаторы — издательский дом «Бюджет», Союз финансистов России, Союз развития государственных финансов. Мероприятие приурочено к подведению итогов XVIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» (победители и номинанты здесь). В числе прочих участники обсудили вопросы финансового контроля.

Четыре элемента системы внутреннего финансового контроля

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России Станислав Бычков рассказал о перспективах развития внутреннего контроля (аудита). Систему внутреннего контроля составляют четыре блока: внутренний контроль, внутренний финансовый аудит, мониторинг качества финансового менеджмента и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль.

Контроль эффективен, когда все четыре составляющие работают в унисон.

Внутренний финансовый контроль в учреждении встроен в бюджетные бизнес-процессы, он призван блокировать ошибки и нарушения.

Внутренний финансовый аудит оценивает надежность внутреннего контроля, генерирует предложения по повышению качества финменеджмента.

В процессе мониторинга рассчитываются показатели финансового менеджмента, в том числе фиксирующие неэффективность бюджетных процессов у главных распорядителей бюджетных средств.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль — это выявление нарушений, понуждение к устранению их причин и условий, обзоры типовых нарушений. Сейчас речь идет не только об эффективности классических проверок и ревизий. Последний тренд — это активное внедрение предварительного контроля. Предпосылки для его развития — пределы возможностей контрольно-информационной среды, цифровизация существующих методов контроля, спрос на оперативный контроль (предупреждение) на всех стадиях бюджетного процесса. Цель — внедрение новых методов, для чего необходимо принятие закона и подзаконных актов, баланс между предварительным и последующим контролем, взаимное признание результатов контрольной деятельности. Задачи вытекают из вышеизложенного — создание цифровых форматов, правовое регулирование, обучение и принятие профстандартов.

Как сказал методолог, уже сейчас органы Федерального казначейства, многие региональные контрольные органы в том или ином виде проводят предварительный контроль. Достаточно распространенное направление деятельности — анализ правового регулирования как на федеральном, так и на региональном уровнях. «Например, очень важная история сейчас связана с регулированием предоставления бюджетных средств в виде разного рода межбюджетных трансфертов. Федеральное казначейство выявляет много проблемных точек, конечно же, не в рамках классических проверок и ревизий. Это уже экспертно-аналитическая работа», — отметил спикер. Чтобы предварительный контроль заработал в полную меру, необходимо узаконить все совершаемые в его рамках действия. Законопроект, которым в БК РФ должна быть введена регламентация новых методов контроля: анализа, наблюдения, контрольного мониторинга, находится в Государственной Думе. «Мы в любом случае так или иначе — через внесение изменений в Бюджетный кодекс, через стандарты внутреннего государственного финансового контроля — будем подкручивать именно вот эти предупреждающие, предостерегающие методы контроля», — сказал Станислав Бычков.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено