Учет имущества муниципальной казны


Заместитель начальника отдела аудита и эффективности использования имущества Контрольно-счетной палаты Нижнего Новгорода Вероника Николаевна Макарскова рассказала о ключевых аспектах учета имущества муниципальной казны. В статье указаны основные проблемы и предложены возможные пути их решения для повышения эффективности управления муниципальным имуществом.

Федеральный закон № 131-ФЗ относит к вопросам местного значения вопросы, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Полномочия органов местного самоуправления определены:

— статьей 14 Жилищного кодекса: это учет муниципального жилищного фонда;

— статьей 17 Закона № 131-ФЗ, которая говорит о том, что отнесение полномочий органов местного самоуправления к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере управления муниципальной собственностью не допускается.

Также согласно статье 17 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения обладают иными полномочиями в соответствии с уставами муниципальных образований. Например, в уставе города Нижнего Новгорода полномочия по владению, пользованию, распоряжению муниципальным имуществом регулируются статьями 62–64.

Что такое имущество казны?

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.

Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна», утвержденный приказом Министерства финансов РФ № 84н, вступил в силу в 2023 году. Он полностью раскрывает понятие учета имущества казны и определяет корректность отражения хозяйственных операций в учете.

Согласно пункту 6 данного стандарта нефинансовые активы имущества казны — это являющиеся активами объекты муниципального имущества, за исключением финансовых активов, составляющие муниципальную казну, не закрепленные за муниципальными предприятиями и учреждениями.

В чем отличие двух этих трактовок? Гражданский кодекс говорит о правах собственности, стандарт № 84н — об использовании. Согласно пункту 17 стандарта № 84н имущество казны — это те вещи, которые не распределены между учреждениями. Но в бухгалтерском балансе они будут отражаться только тогда, когда они соответствуют критериям актива. Информация об объектах имущества казны, не соответствующих критериям признания актива, раскрывается на забалансовых счетах субъекта учета.

Следовательно, необходимо помнить:

1 Имущество казны — это то имущество, право собственности на которое принадлежит муниципальному образованию, и оно не закреплено за муниципальными учреждениями и предприятиями на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.

2 Это имущество обладает критериями актива. То есть оно обладает полезным потенциалом или экономической выгодой согласно пункту 36 приказа Минфина России № 256н. Только после того, как комиссия примет решение, что имущество казны соответствует критериям актива, бухгалтер отражает его на соответствующих счетах бухгалтерского учета и отразит это имущество в балансе учреждения, а не на забалансовых счетах.

Имущество казны — это понятие гражданско-правовое, а активы в составе имущества казны — это понятие бухгалтерское.

В настоящее время учет имущества муниципальной казны осуществляется с использованием двух основных взаимосвязанных систем: реестра муниципального имущества и бухгалтерского учета. Каждая из этих систем выполняет свои специфические функции и предоставляет различную информацию об имуществе.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено