Публикации
Одним из приоритетов при осуществлении контроля за соблюдением Федерального закона № 44‑ФЗ в Москве является системная работа по предотвращению нарушений в сфере закупок. Стандартизация и типизация документации о закупках, включая проекты технических заданий, контрактов, использование типовых критериев оценки, типовых актов приемки товаров, работ и услуг помогают заказчикам города снизить количество ошибок либо полностью их исключить в процессе подготовки документации. Не менее важным для развития системы контроля в сфере закупок столицы является развитие ведомственного контроля, осуществление которого прямо предусмотрено статьей 100 Закона о контрактной системе.
Повышение эффективности в сфере закупок — тема весьма злободневная. Однако что следует понимать под эффективностью закупочной деятельности? Найти ответ на этот вопрос попытались участники международной научно-практической конференции «Государственный и внутренний финансовый контроль: проблемы организации и взаимодействия в условиях модернизации экономики страны», организаторами которой выступили Контрольное управление Президента РФ, Главное контрольное управление города Москвы и Российский экономический университет имени В. Г. Плеханова.
Валютное законодательство постоянно претерпевает изменения, основным трендом которых является либерализация требований к участникам внешнеэкономической деятельности и упрощение процедур валютного контроля на фоне ужесточения ответственности за нарушения, связанные с незаконным оттоком денег из страны. Вместе с тем, признавая результаты реализации законодательных инициатив всех государственных органов, осуществляющих противодействие выводу капитала, следует констатировать, что принятые нормативные акты не решают данную проблему полностью.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее — Служба) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютного контроля в правовом статусе органа валютного контроля. На территории Москвы эти полномочия осуществляет Территориальное управление Росфиннадзора в городе Москве (далее — Управление).
Еще в 2014 году по поручению губернатора Самарской области Служба государственного финансового контроля региона (далее — Служба, Госфинконтроль) в отношении государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий провела самые масштабные за последнее время контрольные мероприятия — фронтальные проверки. Масштаб проведенных контрольных мероприятий не имеет аналогов в деятельности иных контрольных органов Самарской области, и главные распорядители бюджетных средств региона до настоящего времени анализируют и отрабатывают их результаты.
В 2015 году Департамент Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами приступил к реализации бюджетного полномочия, закрепленного пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса, по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
С начала осуществления Территориальным управлением Росфиннадзора в Республике Татарстан (далее — Управление) государственной функции по внешнему контролю аудиторских организаций повысилось качество их работы. Те нарушения, которые ранее выявлялись при проведении проверок, аудиторские организации стараются не допускать. Кроме того, многие из них ушли с рынка аудиторских услуг.
Руководство Татарстана уделяет большое внимание развитию и совершенствованию взаимодействия органов государственного финансового контроля и надзора, прокуратуры и правоохранительных органов. Еще в 2005 году по решению президента республики создан Межведомственный координационный совет по вопросам государственного финансового контроля. Работа совета стала экспериментальной моделью организации единой системы надзорной деятельности в регионе.
Внешний и внутренний контроль имеют существенные различия. Во-первых, внешний контроль характеризует публичность результатов его осуществления, которые имеют иных потребителей: гражданское общество, законодательное собрание, высшее должностное лицо региона. Во-вторых, внутренние и внешние контролеры применяют разные подходы к определению объектов контроля. Для внешнего контроля объект постоянен — это публичные ресурсы региона (бюджет, материальные и нематериальные активы). Объекты же внутреннего контроля для внешнего являются проверяемыми органами и организациями. В-третьих, по закону КСО — единственный орган, который может и должен комплексно оценивать эффективность использования публичных ресурсов региона. Тем не менее у внутреннего и внешнего контроля есть совместные задачи, а значит, и общие проблемы.
Методологическое и институциональное укрепление органов внутреннего финансового контроля, их тесное взаимодействие с органами внешнего контроля, применение единых методологических подходов контрольной деятельности и стандартов аудита в госкорпорациях помогли бы решить ряд актуальных проблем современного периода.