Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Ю. А. Чиханчин выступил 25 апреля 2018 года на VII Евразийском антикоррупционном форуме «Конфликт интересов: право и этика».
Федеральной службой по финансовому мониторингу работа по противодействию коррупционным проявлениям рассматривается как один из ключевых элементов противодействия легализации преступных доходов и осуществляется в соответствии с принципами и стандартами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — ФАТФ.
Через год России предстоит пройти очередную оценку соответствия международным стандартам и еще раз доказать эффективность национальной антиотмывочной системы. В значительной степени наша результативность будет зависеть от проводимой антикоррупционной работы и, в первую очередь, от создания необходимой законодательной базы, в том числе формирующейся на международных стандартах и требованиях.
Например, в прошлом году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция Совета Европы об отмывании преступных доходов, охватывающая в том числе вопросы конфискации преступных доходов, а также возможность внесудебной заморозки активов.
Одним из важных направлений действий Конвенции является межведомственное взаимодействие.
В части выявления признаков риска преступлений в этой сфере активно используется информация, содержащаяся в:
-
запросах российских правоохранительных органов;
-
запросах иностранных подразделений финансовой разведки о финансовой деятельности российских граждан, аффилированных с ними юридических лиц и выявленном имуществе за рубежом;
-
запросах государственных органов в рамках исполнения Указа Президента № 309.
В 2016 году Росфинмониторингом проверено около 30 тыс. граждан и их родственников, попадающих под действие Законов «О госслужбе» и «Противодействии коррупции». Только на основании запросов квалификационных коллегий судей проведена проверка более 4 тыс. кандидатов, претендующих на должности судей, и их родственников.
Осуществляется информационный (инициативный) поиск по ресурсам Росфинмониторинга подозрительных финансовых операций из этой категории лиц.
В части препятствования незаконным финансовым операциям Служба:
-
участвует в создании системы государственного финансового контроля;
-
содействует повышению прозрачности деятельности хозяйствующих субъектов и финансовых институтов, в том числе с использованием механизма дистанционного мониторинга данных предприятий, в том числе с использованием т.н. «Личного кабинета».
Все вышесказанное направлено, в первую очередь, на выявление коррупционных рисков. По мнению международного сообщества, данные риски это заложенные в системе государственного и муниципального управления условия и обстоятельства, предоставляющие возможность для действия (бездействия) должностных лиц и рядовых сотрудников органов государственной власти с целью незаконного извлечения материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий.
Мониторинг финансовых операций (сделок), связанных с рисками отмывания доходов от преступлений коррупционной направленности в регионах страны, свидетельствует, что выявляемые сомнительные операции преимущественно связанны с использованием должностными лицами своего административного ресурса при заключении государственных контрактов с подконтрольными организациями, лоббированием интересов различных коммерческих организаций, в том числе оформленных на лиц, имеющих дружественные и родственные связи с данными должностными лицами, а также при осуществлении сделок с недвижимым имуществом, куплей- продажей наличной иностранной валюты и другие.
Традиционным риском в сфере противодействия коррупции также является риск наличия у государственных служащих незадекларированных счетов, недвижимого имущества и других активов, что свидетельствует об искаженном правосознании служащих и склонностью к совершению коррупционных правонарушений.
Что касается пресечения коррупционных проявлений, работа осуществляется путем проведения финансовых расследований, количество которых в 2017 году составило более 3 тыс. Количество уголовных дел с данной окраской, в работе по которым приняла участие Служба, составило около 450, из них по публичным должностным лицам — 155.
Следует подчеркнуть, что Росфинмониторинг активно участвует в обсуждении антикоррупционной тематики на международных площадках, количество которых составляет несколько десятков.
Продолжая тему международного сотрудничества, отметим, что Службой постоянно ведется анализ материалов, публикуемых в СМИ, например, таких как «Панамское досье», «Райское», «Английское досье» и т.д.
Анализ показал, что гражданам России подконтрольны тысячи иностранных компаний, проходящих по данным досье. С участием подконтрольных российским гражданам юридических лиц выявлено множество сомнительных финансовых операций на общую сумму, выраженную в несколько млрд. рублей. Установлена связь с рядом российских публичных должностных лиц, в том числе из губернаторского, депутатского корпуса, руководящего состава органов исполнительной власти различных уровней. Результаты расследований направлены в правоохранительные органы.
В то же время, своевременное выявление сомнительных операций должностных лиц как зарубежными партнерами, так и российским частным сектором, затрудняет отсутствие у банков и иных финансовых организаций возможности однозначной идентификации клиента, как публичного должностного лица. До сих пор актуальным остается вопрос об определении органа государственной власти, осуществляющего формирование, администрирование и актуализацию централизованного реестра ПДЛ, а также доведение его до заинтересованных органов и организаций. Правда эта проблема не только российская. Практически не одна страна не утвердила у себя подобный перечень, учитывая имеющиеся международные риски.
Росфинмониторинг, в силу своих полномочий и возможностей, имеет уникальный инструментарий профилактики коррупционных проявлений, в том числе конфликта интересов, который приносит определенные результаты. Опираясь на международные стандарты в антикоррупционной сфере, нами воспринимаются лучшие практики противодействия коррупции и доводятся до заинтересованных ведомств.
Именно благодаря непрерывно совершенствующейся системе финансового мониторинга в нашей стране выстраивается заслон использованию финансовых инструментов для прикрытия коррупционных доходов.
Поднятые вопросы, проблемы говорят о том, что антикоррупционная тематика остается актуальной на сегодняшний день и требует с учетом новых вызовов и угроз постоянного совершенствования.
Источник: Росфинмониторинг