Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Противодействие коррупции: через год России предстоит пройти очередную оценку соответствия международным стандартам

 27.04.2018       860
Противодействие коррупции: через год России предстоит пройти очередную оценку соответствия международным стандартам

Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Ю. А. Чиханчин выступил 25 апреля 2018 года на VII Евразийском антикоррупционном форуме «Конфликт интересов: право и этика».

Федеральной службой по финансовому мониторингу работа по противодействию коррупционным проявлениям рассматривается как один из ключевых элементов противодействия легализации преступных доходов и осуществляется в соответствии с принципами и стандартами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — ФАТФ.

Через год России предстоит пройти очередную оценку соответствия международным стандартам и еще раз доказать эффективность национальной антиотмывочной системы. В значительной степени наша результативность будет зависеть от проводимой антикоррупционной работы и, в первую очередь, от создания необходимой законодательной базы, в том числе формирующейся на международных стандартах и требованиях.

Например, в прошлом году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция Совета Европы об отмывании преступных доходов, охватывающая в том числе вопросы конфискации преступных доходов, а также возможность внесудебной заморозки активов.

Одним из важных направлений действий Конвенции является межведомственное взаимодействие.

В части выявления признаков риска преступлений в этой сфере активно используется информация, содержащаяся в:

  • запросах российских правоохранительных органов;

  • запросах иностранных подразделений финансовой разведки о финансовой деятельности российских граждан, аффилированных с ними юридических лиц и выявленном имуществе за рубежом;

  • запросах государственных органов в рамках исполнения Указа Президента № 309.

В 2016 году Росфинмониторингом проверено около 30 тыс. граждан и их родственников, попадающих под действие Законов «О госслужбе» и «Противодействии коррупции». Только на основании запросов квалификационных коллегий судей проведена проверка более 4 тыс. кандидатов, претендующих на должности судей, и их родственников.

Осуществляется информационный (инициативный) поиск по ресурсам Росфинмониторинга подозрительных финансовых операций из этой категории лиц.

В части препятствования незаконным финансовым операциям Служба:

  • участвует в создании системы государственного финансового контроля;

  • содействует повышению прозрачности деятельности хозяйствующих субъектов и финансовых институтов, в том числе с использованием механизма дистанционного мониторинга данных предприятий, в том числе с использованием т.н. «Личного кабинета».

Все вышесказанное направлено, в первую очередь, на выявление коррупционных рисков. По мнению международного сообщества, данные риски это заложенные в системе государственного и муниципального управления условия и обстоятельства, предоставляющие возможность для действия (бездействия) должностных лиц и рядовых сотрудников органов государственной власти с целью незаконного извлечения материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий.

Мониторинг финансовых операций (сделок), связанных с рисками отмывания доходов от преступлений коррупционной направленности в регионах страны, свидетельствует, что выявляемые сомнительные операции преимущественно связанны с использованием должностными лицами своего административного ресурса при заключении государственных контрактов с подконтрольными организациями, лоббированием интересов различных коммерческих организаций, в том числе оформленных на лиц, имеющих дружественные и родственные связи с данными должностными лицами, а также при осуществлении сделок с недвижимым имуществом, куплей- продажей наличной иностранной валюты и другие.

Традиционным риском в сфере противодействия коррупции также является риск наличия у государственных служащих незадекларированных счетов, недвижимого имущества и других активов, что свидетельствует об искаженном правосознании служащих и склонностью к совершению коррупционных правонарушений.

Что касается пресечения коррупционных проявлений, работа осуществляется путем проведения финансовых расследований, количество которых в 2017 году составило более 3 тыс. Количество уголовных дел с данной окраской, в работе по которым приняла участие Служба, составило около 450, из них по публичным должностным лицам — 155.

Следует подчеркнуть, что Росфинмониторинг активно участвует в обсуждении антикоррупционной тематики на международных площадках, количество которых составляет несколько десятков.

Продолжая тему международного сотрудничества, отметим, что Службой постоянно ведется анализ материалов, публикуемых в СМИ, например, таких как «Панамское досье», «Райское», «Английское досье» и т.д.

Анализ показал, что гражданам России подконтрольны тысячи иностранных компаний, проходящих по данным досье. С участием подконтрольных российским гражданам юридических лиц выявлено множество сомнительных финансовых операций на общую сумму, выраженную в несколько млрд. рублей. Установлена связь с рядом российских публичных должностных лиц, в том числе из губернаторского, депутатского корпуса, руководящего состава органов исполнительной власти различных уровней. Результаты расследований направлены в правоохранительные органы.

В то же время, своевременное выявление сомнительных операций должностных лиц как зарубежными партнерами, так и российским частным сектором, затрудняет отсутствие у банков и иных финансовых организаций возможности однозначной идентификации клиента, как публичного должностного лица. До сих пор актуальным остается вопрос об определении органа государственной власти, осуществляющего формирование, администрирование и актуализацию централизованного реестра ПДЛ, а также доведение его до заинтересованных органов и организаций. Правда эта проблема не только российская. Практически не одна страна не утвердила у себя подобный перечень, учитывая имеющиеся международные риски.

Росфинмониторинг, в силу своих полномочий и возможностей, имеет уникальный инструментарий профилактики коррупционных проявлений, в том числе конфликта интересов, который приносит определенные результаты. Опираясь на международные стандарты в антикоррупционной сфере, нами воспринимаются лучшие практики противодействия коррупции и доводятся до заинтересованных ведомств.

Именно благодаря непрерывно совершенствующейся системе финансового мониторинга в нашей стране выстраивается заслон использованию финансовых инструментов для прикрытия коррупционных доходов.

Поднятые вопросы, проблемы говорят о том, что антикоррупционная тематика остается актуальной на сегодняшний день и требует с учетом новых вызовов и угроз постоянного совершенствования.

Источник: Росфинмониторинг

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений