Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Поправки в 6-ФЗ сближают законодательство о КСО с законом о федеральной Счетной палате

 27.07.2021       3173
Поправки в 6-ФЗ сближают законодательство о КСО с законом о федеральной Счетной палате

Заместитель председателя Счетной палаты РФ Г. С. Изотова провела встречу с представителями контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований по вопросу внесения изменений в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Мероприятие прошло 21 июля в режиме видеоконференции на Портале КСО, сообщается на портала Счетной палаты РФ.

Напомним, что 1 июля 2021 года глава государства подписал Федеральный закон № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес изменения в федеральный закон № 6-ФЗ. «Поправки 2021 года — это новая веха в работе всей системы внешнего финансового контроля, включая муниципальный уровень. И сейчас наша с вами главная задача — реализовать эти новации», — отметила заместитель председателя Счетной палаты, заместитель председателя Совета КСО Г. И. Изотова на прошедшей встречи.

Основные новации закона № 255-ФЗ касаются пяти ключевых блоков:

1. Полномочия КСО

Одним из важнейших изменений стало раскрытие функционала контрольно-счетных органов как участников стратегического планирования. Теперь они смогут давать оценку реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития. Также закреплено право контролировать состояние внутреннего и внешнего долга, проводить экспертизу не только самих государственных и муниципальных программ, но и их проектов. Кроме того, в новом законе значительно усовершенствован порядок внесения и исполнения представлений и предписаний контрольно-счетных органов. В частности, по аналогии со Счетной палатой закреплено право направлять объектам контроля предписания в случае невыполнения представлений. В свою очередь объекты контроля теперь будут уведомлять контрольно-счетные органы о «выполнении» представлений, а не о «рассмотрении», как было ранее.

2. Кадры

Принципиально новым блоком поправок стали изменения, связанные с развитием кадрового потенциала контрольно-счетных органов. Теперь региональные законодатели должны обращаться в Счетную палату за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя регионального контрольно-счетного органа установленным квалификационным требованиям. Муниципальные представительные органы в свою очередь вправе обратиться в региональный контрольно-счетный орган за соответствующим заключением в отношении кандидатур на должность председателя муниципальной палаты. Порядок проверки кандидатов в отношении региональных кандидатур будет устанавливаться Счетной палатой, в отношении муниципальных кандидатур — контрольно-счетным органом региона.

3. Информационное обеспечение

Новации этого блока имеют важное значение для повышения эффективности деятельности контрольно-счетных органов. Согласно опросу, проведенному Счетной палатой, на 1 апреля 2020 года половине контрольно-счетных органов не был предоставлен доступ к региональным информационным системам финансовых органов. Изменения в Закон № 6-ФЗ должны решить эту проблему: в нем закреплено право на постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам.

Кроме того, председателям региональных контрольно-счетных органов и их заместителям предоставлено право на бесплатное получение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Реализация этой нормы потребовала внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Они вступают в силу с 1 января 2022 года.

4. Методология

В части методологии основная новация связана с тем, что стандарты контрольно-счетных органов должны будут утверждаться в соответствии с общими требованиями Счетной палаты.

5. Статус контрольно-счетных органов

Изменения этого блока направлены на укрепление статуса контрольно-счетных органов. В частности, в соответствии с внесенными поправками должности председателя, зампредседателя и аудиторов контрольно-счетных органов теперь относятся к государственным должностям субъекта РФ или муниципальным должностям.

Законом также предусмотрено закрепление статуса юридического лица за контрольно-счетными органами муниципального района, муниципального округа, городского округа или городского округа с внутригородским делением. Это позволит им самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, выступать в суде от собственного имени, осуществлять бюджетные полномочия и полномочия заказчика для муниципальных нужд.

Следует добавить, что принятые изменения вступают в силу с 30 сентября 2021 года.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений