Содержание номера
Всероссийская практическая конференция-семинар «Государственные и муниципальные закупки», организатором которой выступает Институт госзакупок, одна из немногих дискуссионных площадок, которая на протяжении уже 20 лет сохраняет свою актуальность и популярность. Вот и на юбилейном мероприятии участники — представители закупочного сообщества из самых разных регионов нашей страны обсудили новации законодательства о контрактной системе, развитие ЕИС, проблемные вопросы национального режима и многое другое.
В 2025 году система внутреннего финансового аудита (ВФА) в России испытывает острый дефицит кадров и сталкивается с ограничением полномочий субъектов ВФА. Как подчеркивает эксперт в сфере ВФА Антон Сергеевич Сушков, эти факторы существенно замедляют повышение качества финансового менеджмента. В ответ разрабатываются меры по трансформации ВФА в полноценную систему внутреннего аудита — с созданием ведомственных служб и механизмами мотивации сотрудников.
С малыми закупками связано очень много больших проблем. Сегодня Анна Владимировна Миронова, руководитель Экспертного центра Института госзакупок, рассмотрит некоторые из них, а именно механизм обжалования таких закупок, соблюдение регламентов электронных магазинов и, наконец, информационную разобщенность.
В рамках Форума российских городов состоялась сессия «Муниципальный финансовый контроль — необходимый инструмент стратегического развития муниципалитетов». Эксперты обсудили, как финансовый контроль влияет на долгосрочное развитие территорий, разобрали актуальные проблемы осуществления контроля и предложили пути совершенствования нормативной базы. В дискуссии приняли участие руководители контрольно‑счетных палат и ревизионных управлений из Волгограда, Уфы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Оренбурга, Новороссийска и Екатеринбурга.
Контрольно-счетная палата города Кирова проводит регулярные проверки эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на содержание дорог. За последние пять лет проведено семь мероприятий, охватывающих различные аспекты финансирования и исполнения муниципальных контрактов в сфере дорожного хозяйства. О том, что показали контрольные мероприятия, рассказала председатель Контрольно-счетной палаты города Кирова Елена Георгиевна Мерзлякова.
Анастасия Александровна Еманова, главный специалист‑эксперт контрольно‑ревизионного отдела в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и судебной системы Управления Федерального казначейства по Свердловской области, анализирует актуальные подходы к формированию плана контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере. В статье — предложения по оптимизации отбора объектов контроля на основе рискориентированного подхода.
В сфере внутреннего государственного финансового контроля сложилась противоречивая правоприменительная практика: должностные лица получателей бюджетных средств привлекаются к административной ответственности за деяния, прямо не предусмотренные законом. Анализ нормативных актов и судебной практики выявляет расхождения между КоАП РФ, Бюджетным кодексом и ведомственными документами, что требует законодательных корректировок. Подробнее в статье Антона Юрьевича Долгова, главного специалиста-эксперта контрольно-ревизионного отдела в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и судебной системы Управления Федерального казначейства по Свердловской области, федерального судьи в отставке.
Контрольно‑счетные органы, хотя и не являются специализированными антикоррупционными ведомствами, уделяют значительное внимание анализу коррупционных рисков, профилактике и противодействию коррупционным нарушениям. О работе по противодействию коррупции в КСП Республики Коми рассказывает заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Республики Коми Светлана Сергеевна Богма.
Почему субсидии на благоустройство и дороги регулярно превышают запланированные суммы? Причина — в несовершенстве методики формирования муниципального задания. Об этом в статье Льва Владимировича Сафронова, председателя Контрольно-счетной палаты города Стерлитамака Республики Башкортостан.
Подведомственные федеральным органам власти организации фактически не подпадают под контроль Минфина, Федеральногоказначейства и Счетной палаты. Текущие проверки учредителя ограничиваются лишь контролем за госзаданием и финансово‑хозяйственной деятельностью. Эксперт в сфере ВФА Антон Сергеевич Сушков предлагает разработать типовой реестр локальных процессов и ввести систему рейтингования. Это поможет объективно оценивать работу организаций, выявлять нарушения и принимать управленческие решения.
Согласно пункту 1 статьи
Известие о беременности, будь она запланирована или спонтанна, рождает не только массу HR-вопросов, но и чисто женский: «Что же я буду теперь носить? Как выглядеть профессионально с животом?» Минимизировать эту проблему вам поможет очередная статья в рубрике «Мода для чиновников» от эксперта по деловому стилю, соавтора буклета «Рекомендации по дресс-коду для государственных служащих Российской Федерации», члена Национальной ассоциации специалистов по протоколу (НАСП), преподавателя кафедры протокола и кросс-культурных коммуникаций РАНХиГС
Как госучреждениям эффективно управлять дебиторской задолженностью? Вместе с экспертом в области ВФА, сотрудником ФОИВ Антоном Сергеевичем Сушковым разбираем схемы контроля, отличия ведомственного и учредительного надзора, типичные ошибки при списании долгов и способы минимизации просроченной задолженности.
КСП Воронежской области возглавила рейтинг эффективности региональных КСО. Оценку провела Счетная палата в пилотном режиме среди 20 региональных КСО. О том, что дало участие в пилотном проекте рейтингования, рассказал Игорь Викторович Селютин, председатель КСП Воронежской области.
Счетная палата Алтайского края участвовала в пилотном проекте Счетной палаты РФ по рейтингованию контрольно-счетных органов субъектов РФ и вошла в топ-3. О результатах участия в проекте, о выявленных проблемных вопросах рассказывает председатель Счетной палаты Алтайского края Виктор Владимирович Миненок.
Участие в пилотном проекте Счетной палаты РФ по рейтингованию региональных КСО Счетная палата Ульяновской области расценила как возможность провести глубокий анализ своей деятельности. О том, какие результаты получены по итогам оценки и как они будут использоваться в дальнейшем, в материале Елены Александровны Блинковой, председателя Счетной палаты Ульяновской области.
В статье Данилы Александровича Капустина, контролера-ревизора отдела по контролю в сфере контрактных отношений УФК по Свердловской представлен анализ проблем, связанных с обоснованием Н(М)ЦК при использовании проектно-сметного метода.
Какие нарушения допускаются при использовании субсидии на переселение граждан из ветхого жилья, рассказала Ольга Викторовна Батурина, главный контролер-ревизор контрольно-ревизионного отдела в сфере развития экономики Управления Федерального казначейства по Иркутской области, кандидат экономических наук
Представительство Союза МКСО в Сибирском федеральном округе проанализировало деятельность муниципальных контрольно-счетных органов по совершенствованию документов социально-экономического развития территории. Об итогах исследования рассказала председатель представительства, председатель Контрольно-счетной палаты города Красноярска Светлана Григорьевна Алдашова.
Федеральное казначейство выступает одним из ключевых участников процедуры списания задолженности субъектов РФ по бюджетным кредитам, обеспечивая контроль и документальное сопровождение. Как организован процесс, рассказала Лариса Валентиновна Ильиных, ведущий эксперт контрольно-ревизионного отдела в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования Управления Федерального казначейства по Свердловской области.
В столице Республики Дагестан Махачкале прошло всероссийское совещание руководителей контрольно-счетных органов субъектов РФ на тему «Эффективность мер государственной поддержки туризма и их влияние на социально-экономическое развитие региона». Мероприятие было приурочено к
В
Сегодня нейросети контролируют городскую инфраструктуру, беспилотники выявляют нарушения, а интеллектуальные алгоритмы оптимизируют управленческие процессы. Однако цифровизация порождает серьезные риски: киберугрозы становятся изощреннее, а феномен «галлюцинаций» ИИ создает дополнительные сложности при принятии решений. Когда искусственный интеллект может реально помочь справляться с задачами, а когда его нужно контролировать, обсудили участники сессии «Контроль за ИИ-контролером» на форуме «Облачные города». Форум прошел в Москве в сентябре этого года.
В России завершается масштабная реформа системы государственной поддержки, направленная на создание единого цифрового пространства для предоставления мер поддержки физическим лицам и предпринимателям. Цифровая трансформация должна обеспечить равный доступ, точность решений и комфорт для пользователей. Об этом шел разговор на сессии «Поддержка. Цифра. Доступность» Московского финансового форума 2025
Современная система контроля бюджетных средств переживает фундаментальные изменения. Внедрение цифровых технологий, искусственного интеллекта и превентивных механизмов позволяет не только эффективнее использовать государственные ресурсы, но и существенно снизить административную нагрузку на бизнес. Настоящее и будущее контроля обсудили участники сессии «Цифровой финансовый контроль как элемент клиентоцентричного государственного управления», прошедшей в рамках Московского финансового форума 2025.
Заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия) Варвара Петровна Иванова подробно осветила проблемные аспекты осуществления внутреннего государственного финансового контроля, обозначив ключевые вопросы на пути к его совершенствованию.
Какую информацию региональный финорган может предоставить органу финансового контроля? Какие сведения контрольного органа, переданные финоргану, помогают решить системные проблемы и повысить финансовую дисциплину получателей бюджетных средств? Марина Ивановна Подтихова, заместитель председателя Правительства Тверской области — министр финансов, рассказала о взаимодействии Министерства финансов Тверской области и Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций.
В ноябре 2024 года приказом Федеральной антимонопольной службы № 894/24 утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара‚ работы‚ услуги при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин. Приказ касается обоснования цен на бензин и направлен на повышение прозрачности ценообразования и предотвращение необоснованного роста стоимости топлива. О том, какие моменты еще не урегулированы, рассказывает начальник Контрольного управления Новосибирской области Светлана Леонидовна Шарпф.