Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Контроль должен приспособиться к новым условиям

Стресс, который сегодня испытывает бюджетная система страны, не мог не отразиться на деятельности органов финансового контроля. Изменившиеся макроэкономические условия, новации законодательства ставят перед контролерами вопросы о том, как нужно действовать, чтобы не допустить нецелевого, неэффективного, неправомерного использования бюджетных средств, какие подходы применять при исполнении своих функций, какие методы использовать. Именно в этой связи особую актуальность для российских ревизоров приобретает обмен профессиональным опытом, который на этот раз позволил осуществить прошедший в Самаре Всероссийский форум контрольных органов. В работе форума приняли участие и выступили с докладами первые лица Министерства финансов РФ, руководители и ведущие специалисты органов государственного финансового контроля субъектов РФ.

Жить в новой реальности

Общая ситуация с формированием бюджетов РФ и развитием бюджетного законодательства создает рамочные условия и для рассмотрения узкоспециальных вопросов по государственному контролю. А ситуация такова, что в ближайшее время, как отметил заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров, не стоит уповать на рост цен на нефть. «Сейчас мы переживаем не кризис, — отметил он. — Кризис был, когда мы переходили от ситуации высоких цен к низким. Сейчас уже стоит говорить о новой реальности, к которой нужно приспособиться и научиться в ней жить. И проект федерального бюджета, который сверстан на краткосрочный период, является бюджетом адаптации, первым шагом к тому, чтобы сделать бюджетную систему устойчивой, привести ее в соответствие с новыми реалиями».

Если не предпринимать никаких действий, то объем федерального бюджета будет продолжать снижаться. В этой ситуации увеличение налоговых ставок — не выход. Налоговое бремя способно только замедлить экономический рост — бизнес уведет свои доходы в тень. Поэтому, по мнению представителя Минфина России, налоговую нагрузку лучше держать стабильной. Альтернатива — приспосабливать свои расходы к объективно снижающемуся уровню доходов. Прогнозируемые на 2016 год доходы федерального бюджета отстают от показателя текущего года на 2 триллиона рублей. Сократить на аналогичную сумму расходы невозможно, и в проекте федерального бюджета на 2016 год они уменьшены всего на 173 миллиарда рублей (таблица). Этот разрыв естественно ведет к увеличению дефицита, который тем не менее в 2016 году нужно удержать на уровне текущего года в 3% ВВП, а к 2019 году ликвидировать путем ежегодного сокращения на 1%. Единственный доступный источник сокращения дефицита — Резервный фонд. То есть политика прежних лет по формированию запасов приносит свои результаты: не нужно существенно сокращать расходы. Тем не менее вопрос о том, какие расходы еще можно оптимизировать, стоит на повестке дня.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться      Получить БЕСПЛАТНЫЙ демодоступ

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено