Актуальные вопросы ВГ(М)ФК
В настоящее время Минфин России готовит методические рекомендации по оценке действий объекта контроля в целях подтверждения признаков неправомерного использования бюджетных средств. Сейчас документ активно обсуждается профессиональным сообществом. В частности, разговор об этом шел на заседании рабочей группы Минфина России по вопросам совершенствования внутреннего государственного финансового контроля в Якутске. Там же обсудили вопросы организации системы смарт-контроля в рамках ведомственного проекта Минфина России и рассмотрели сложные вопросы, с которыми контролеры сталкиваются на практике.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. С. Бычков четко определил, в какой точке своего развития находится сейчас контроль и почему необходимы концептуально новые формы организации и осуществления ВГ(М)ФК. В настоящее время деятельность органов контроля регулирует целостная трехуровневая система. Во-первых и во-вторых — это положения Бюджетного кодекса и Федерального закона №
1 В Бюджетный кодекс уже неоднократно вносились изменения в части регламентации контрольной деятельности, которыми четко определены полномочия органов ВГ(М)ФК, а также формы, методы осуществления, процедуры реализации результатов деятельности органов контроля. При этом в настоящее время, по словам Станислава Сергеевича, продолжается работа по уточнению и расширению полномочий органов контроля. Так, например, в Правительстве РФ находится законопроект, в соответствии с которым предлагается закрепить за Федеральным казначейством полномочие по анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций с долей государственного участия более 50%.
Также положениями БК РФ не в полной мере урегулирован вопрос доступа органов контроля к различным информационным системам. Деятельность органов ВГ(М)ФК основывается в том числе на принципе информатизации. Это предполагает получение необходимых для осуществления деятельности по контролю данных и информации через информационные системы, что минимизирует работу с бумажными носителями (если необходимая информация в том же объеме есть в информационных системах). Кроме того, БК РФ содержит нормы, устанавливающие право органа ВГ(М)ФК на получение постоянного доступа к информационным системам, предоставляемого государственными органами и другими организациями по запросу органа контроля.
При этом доступ к сведениям, содержащимся в отдельных информационных системах, ограничен отраслевым законодательством (например, доступ к сведениям ЗАГС или сведениям, содержащим налоговую тайну), в связи с чем у контролеров возникают правовые барьеры для получения соответствующего доступа к необходимой информации.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»