Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Новые задачи внутреннего финансового аудита. Обзор изменений федеральных стандартов

Постоянно проводимый Минфином России анализ практики применения действующего законодательства по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита дает основания для корректировки некоторых его норм. В настоящем обзоре, подготовленном заместителем руководителя направления по взаимодействию с федеральными органами власти Центра исследования бюджетных отношений Андреем Николаевичем Захаренко, рассмотрены актуальные изменения соответствующих федеральных стандартов.

Определение финансового менеджмента

11 октября 2022 года вступили в силу изменения (приказ Минфина России от 1 сентября 2022 года № 134н) федеральных стандартов по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита главными администраторами (администраторами) бюджетных средств. Больше всего изменений внесено в федеральный стандарт «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», утвержденный приказом Минфина России от 21 ноября 2019 года № 196н. Самым важным нововведением здесь стало нормативное определение финансового менеджмента, ранее отсутствующее в российском бюджетном законодательстве:

«Финансовый менеджмент — деятельность должностных лиц (работников) ГА(А)БС, направленная на достижение заданных (непосредственных и (или) конечных) результатов деятельности ГА(А)БС, включая оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления» (выделено автором).

Определение финансового менеджмента как деятельности, направленной на достижение результатов оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных полномочий, логично вписывается в представление о единой отраслевой сфере финансово-хозяйственной деятельности главного администратора бюджетных средств. Кроме того, такая трактовка повышает значение мониторинга качества финансового менеджмента, который проводится (пункт 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса) в отношении подведомственных администраторов бюджетных средств и включает оценку качества исполнения ими бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг. Здесь нужно отметить: из сформулированного определения финансового менеджмента следует, что он направлен на достижение результатов деятельности ГА(А)БС, а описание мониторинга качества финансового менеджмента, приведенное в Бюджетном кодексе, пока не включает такого направления, как оценка качества результатов деятельности. С определением финансового менеджмента непосредственно связаны и другие изменения федеральных стандартов по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита.

Значительно дополнено содержание задач (пункт 16 приказа Минфина России от 21 ноября 2019 года № 196 н), решаемых субъектом внутреннего аудита в целях повышения качества финансового менеджмента, в том числе подготовки предложений о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств.

Новые задачи аудита

В соответствии с новой редакцией пункта 16 федерального стандарта деятельность субъекта внутреннего финансового аудита теперь должна быть направлена на решение следующих задач:

1Оценка исполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, включая, в частности, оценку:

  • порядка формирования (актуализации), достаточности и актуальности ведомственных (внутренних) актов и документов, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур и результатам выполнения бюджетных процедур;
  • качества подготовки и полноты обоснований бюджетных ассигнований при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
  • своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих предоставление и использование субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, межбюджетных трансфертов, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, а также субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

2В задачи субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с новой редакцией федерального стандарта включена также оценка обоснованности объемов бюджетных ассигнований, межбюджетных трансфертов, показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) исходя из объема государственных (муниципальных) услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства.

При этом оценивается полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, в том числе:

  • объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов;
  • своевременность доведения и полнота распределения бюджетных ассигнований;
  • полнота обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств в случае их наличия;
  • своевременность и равномерность принятия и исполнения бюджетных обязательств с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий в течение финансового года;
  • качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись, бюджетную смету;
  • соответствие объемов осуществленных кассовых расходов прогнозным показателям кассового планирования;
  • наличие, объем и структура дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
  • соответствие кассового исполнения бюджета по доходам прогнозу поступлений по доходам, а также причины отклонения прогнозных показателей от кассового исполнения бюджета по доходам.

3Также деятельность субъекта внутреннего финансового аудита теперь должна включать решение задач по оценке:

  • своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих администрирование доходов бюджетов;
  • своевременности и качества подготовки сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета, а также сведений для составления и ведения кассового плана;
  • качества осуществления начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов (за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о таможенном регулировании);
  • обоснованности и своевременности принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о таможенном регулировании).

4В новой редакции федерального стандарта значительно расширен состав задач по оценке экономности и результативности использования бюджетных средств с учетом принципа эффективности использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса), в том числе путем:

  • формирования субъектом внутреннего финансового аудита суждения о полноте и качестве среднесрочного и долгосрочного планирования;
  • анализа соотношения полученных результатов с затраченными ресурсами;
  • анализа обоснованности использования и эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом во взаимосвязи с использованием бюджетных средств на содержание этого имущества;
  • анализа обоснованности и эффективности использования бюджетных средств на выполнение мероприятий по информатизации деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств. В связи с этим дополнен и перечень задач субъекта внутреннего финансового аудита по оценке организации и проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Вывод

По итогам обзора дополнений федерального стандарта 196н важно отметить, что успешное решение субъектом внутреннего аудита значительно расширенного перечня задач непосредственно связано и в большой степени зависит от распространения его деятельности на всю ведомственную бюджетную, экономическую и финансово-хозяйственную систему ГА(А)БС. Эта система включает в себя аппарат, подведомственные учреждения всех типов и в отдельных случаях подведомственные предприятия, если они, например, участвуют в выполнении мероприятий государственных (муниципальных) программ. Подробнее об этом — в статье «Ведомственный контроль и внутренний финансовый аудит — конкуренты или союзники?».

Дополнения (пункты 2 и 3 приказа Минфина России от 1 сентября 2022 года № 134н) федеральных стандартов внутреннего финансового аудита «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита» и «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» носят в основном уточняющий характер.

0
sorts@bratsk-city.ru
Уважаемый Андрей Анатольевич! Задачи внутреннего финансового аудита расширяются, а для исполнения полномочий по внутреннему аудиту в настоящее время не включены в Реестр должностей государственной службы и соответственно в Перечни должностей муниципальной службы должности для осуществления внутреннего финансового аудита. На практике это приводит к не понимаю ГАБС уровня задач, стоящих перед внутренним аудитором, обязанности которого исполняют ведущие специалисты, рядовые бухгалтеры, что приводит к не достижению ГАБС целей финансового менеджмента и неэффективности деятельности внутреннего аудитора.  
ИмяЦитировать
0
Guest
Цитата
sorts@bratsk-city.ru пишет:

                               Уважаемый Андрей Анатольевич! Задачи внутреннего финансового аудита расширяются, а для исполнения полномочий по внутреннему аудиту в настоящее время не включены в Реестр должностей государственной службы и соответственно в Перечни должностей муниципальной службы должности для осуществления внутреннего финансового аудита. На практике это приводит к не понимаю ГАБС уровня задач, стоящих перед внутренним аудитором, обязанности которого исполняют ведущие специалисты, рядовые бухгалтеры, что приводит к не достижению ГАБС целей финансового менеджмента и неэффективности деятельности внутреннего аудитора.  
Добрый день. Указом Президента Российской Федерации от 19.08.2017 № 381 в Реестр должностей федеральной государственной службы внесены дополнения в Главную группу должностей для руководства структурными подразделениями по вопросам государственной службы и кадров, по осуществлению внутреннего финансового аудита, по защите государственной тайны, а также по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации.
Таким образом, Реестр должностей обеспечивает возможность непосредственной подчиненности субъекта внутреннего аудита руководителю организации. По аналогии с кадровой службой, подразделениями гостайны и мобилизационной подготовки.

Кроме этого, в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти непосредственная функциональная подчиненность субъекта внутреннего аудита руководителю ГА(А)БС связана с обеспечением персональной ответственности руководителя за организацию и осуществление ВФА, специально
выделенной с 2017 года в пункте 1.10 этого документа.

Подробнее см. статью "Как обеспечить независимость и объективность внутреннего финансового аудита" https://rufincontrol.ru/online/article/432479/

С уважением, Андрей Николаевич Захаренко.
ИмяЦитировать
Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено