Представления и предписания: практика работы КСО
В 2021 году в статью 16 Закона № 6-ФЗ были внесены изменения, касающиеся продления сроков исполнения представлений и предписаний. О том, как этой нормой пользуются на практике внешние контролеры, рассказала Елена Геннадьевна Ряшенцева, заместитель председателя — аудитор Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия.
Деятельность в части направления выполнения представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия регулируется статьей 18 Закона № 82-ЗРХ «О Контрольно-счетной палате Республики Хакасия», регламентом КСП, стандартом внешнего государственного финансового контроля СФК 2-1 «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».
Закон № 82-ЗРХ «О Контрольно-счетной палате Республики Хакасия» в 2021 году приведен в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом № 255-ФЗ в статью 16 Федерального закона № 6-ФЗ «Представления и предписания контрольно-счетных органов». Изменения касались в том числе сроков выполнения представлений и возможности их продления по решению КСО, но не более чем один раз.
Текущий контроль исполнения представлений
В 2022 году по результатам семи контрольных мероприятий палата направила десять представлений руководителям объектов проверок, из них: министерствам Республики Хакасия — два представления, государственным учреждениям Республики Хакасия — шесть представлений, и по одному представлению направлено в адрес администрации муниципального района и муниципального бюджетного учреждения.
Представления содержали в совокупности 40 требований по устранению выявленных нарушений законодательства и недостатков в их деятельности. При этом в девяти представлениях срок выполнения был установлен «в течение месяца со дня его получения», в одном — «в течение двух месяцев со дня его получения».
Установление двухмесячного срока выполнения представления связано с двумя требованиями.
1 Выполнение принятых, но не выполненных на момент проведения контрольных осмотров работ на общую сумму 4,7 миллиона рублей в части строительства радиологического корпуса.
2 Принятие мер в установленном контрактными обязательствами порядке по предъявлению штрафных санкций к генеральному подрядчику за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий госконтракта.
Из двенадцати требований данного представления в течение установленного срока (два месяца) восемь было выполнено. Для исполнения оставшихся требований объект проверки обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к подрядчику. В связи с этим сроки были продлены на пять месяцев, и в феврале 2023 года представление было полностью выполнено.
Также в 2022 году на основании письменного обращения объекта контроля решением коллегии палаты продлен срок выполнения представления, направленного в адрес государственного бюджетного учреждения. Учреждению необходимо было восстановить в доход республиканского бюджета средства, использованные не по целевому назначению, в размере 472 тысяч рублей. Был составлен график погашения задолженности на период до 30 сентября 2023 года, который в настоящее время уже исполнен.
Последующий контроль
Кроме непосредственного текущего контроля за выполнением представлений, палата ежегодно проводит анализ полноты и эффективности реализации предложений и рекомендаций по результатам мероприятий отчетного года. В рамках экспертно-аналитического мероприятия осуществляется оценка полноты реализации требований объектами контроля по результатам выполнения представлений.
Последующий контроль позволяет уточнить полученную информацию о принятых решениях, ходе и результатах реализации представлений, проверить ее достоверность, а также оценить эффективность и (или) результативность мер, принятых органами власти и объектами контроля.
На момент такой проверки в феврале 2023 года было выполнено 38 требований представлений за 2022 год (95%), два требования (5%) находились в стадии выполнения (по продленным представлениям).
По нашему мнению, при принятии решения о продлении срока выполнения новый срок необходимо устанавливать с учетом обстоятельств, влияющих на длительность исполнения требований. Это, например, возможные судебные разбирательства или длительность процедуры получения финансирования, корректировки бюджетов. В противном случае существует риск нарушения срока уже продленного представления, после чего потребуется принятие КСО иных мер (внесение предписания, иное привлечение к ответственности).