Оценка мер государственной поддержки юридических лиц

Вопросы эффективности предоставления субсидий в качестве мер государственной поддержки находятся на постоянном контроле Правительства РФ. Результаты оценки регулярно рассматривают на заседаниях Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. Как организован мониторинг эффективности мер государственной поддержки, каковы перспективы развития этого инструмента, читайте в статье Эли Абубакаровича Исаева, заместителя руководителя Федерального казначейства, заведующего кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктора экономических наук, доцента, заслуженного экономиста РФ.

Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство для оценки эффективности субсидий используют модель, которая предполагает:

— анализ администратора субсидии, в том числе анализ нормативно-правового регулирования и мониторинг бюджетных процедур;

— анализ получателя субсидии, а именно мониторинг результатов использования субсидии и контрольных точек, а также анализ влияния субсидии на получателя и отрасль.

Таким образом, данная модель включает в себя четыре блока:

1) влияние субсидии на получателя и отрасль;

2) оценку достижения результата предоставления субсидии;

3) соблюдение бюджетных процедур;

4) нормативно-правовое регулирование предоставления субсидии.

Оценка может даваться как по отдельным блокам, так и интегральная, которая должна свидетельствовать об эффективности предоставления субсидий. В этой статье рассмотрим блоки «Соблюдение бюджетных процедур» и «Оценка достижения результата предоставления субсидии».

Справка

В соответствии со Сводной бюджетной росписью федерального бюджета по состоянию на 1 января 2024 года объем субсидий, предоставленных в 2023 году юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, составляет 1,717 триллиона рублей. По состоянию на 1 января 2023 года субсидий было направлено на сумму 1,377 триллиона рублей. То есть объем средств государственной поддержки увеличился почти на 340 миллиардов рублей.

Соблюдение бюджетных процедур

Типовой график бюджетных и закупочных процедур на 2023 год утвержден протоколом заседания Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов от 5 апреля 2023 года № 5 (далее — Типовой график). Анализ соблюдения бюджетных процедур проводился на основе данных по динамике заключения соглашений и перечисления субсидий юридическим лицам по состоянию на 1 января 2024 года. 

Была проанализирована динамика заключения соглашений о предоставлении субсидий юридическим лицам, а также кассового расхода в соответствии со сроками (контрольными точками), установленными Типовым графиком. Кроме того, рассмотрена динамика статуса проведения отбора получателей в увязке с регламентированными сроками, проведения отбора получателей субсидии, заключения соглашений, перечисления средств субсидии получателям.

В результате установлено, что до 1 июля 2023 года объем фактически перечисленных средств получателям субсидий составил 640,8 миллиарда рублей, что составляет 50,7% от суммы принятых бюджетных обязательств (1,265 триллиона рублей). Таким образом, рекомендуемый Типовым графиком срок 1 июля 2023 года для перечисления получателям 50% субсидий соблюден. Однако на 1 октября 2023 года рекомендуемый объем перечисленных средств субсидий — 75%, фактический — 72%, на 27 декабря 2023 года объем перечислений — 100%, фактический — 94,7%.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено