Оценка мер государственной поддержки юридических лиц
Вопросы эффективности предоставления субсидий в качестве мер государственной поддержки находятся на постоянном контроле Правительства РФ. Результаты оценки регулярно рассматривают на заседаниях Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. Как организован мониторинг эффективности мер государственной поддержки, каковы перспективы развития этого инструмента, читайте в статье Эли Абубакаровича Исаева, заместителя руководителя Федерального казначейства, заведующего кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктора экономических наук, доцента, заслуженного экономиста РФ.
Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство для оценки эффективности субсидий используют модель, которая предполагает:
— анализ администратора субсидии, в том числе анализ нормативно-правового регулирования и мониторинг бюджетных процедур;
— анализ получателя субсидии, а именно мониторинг результатов использования субсидии и контрольных точек, а также анализ влияния субсидии на получателя и отрасль.
Таким образом, данная модель включает в себя четыре блока:
1) влияние субсидии на получателя и отрасль;
2) оценку достижения результата предоставления субсидии;
3) соблюдение бюджетных процедур;
4) нормативно-правовое регулирование предоставления субсидии.
Оценка может даваться как по отдельным блокам, так и интегральная, которая должна свидетельствовать об эффективности предоставления субсидий. В этой статье рассмотрим блоки «Соблюдение бюджетных процедур» и «Оценка достижения результата предоставления субсидии».
Справка
В соответствии со Сводной бюджетной росписью федерального бюджета по состоянию на 1 января 2024 года объем субсидий, предоставленных в 2023 году юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, составляет 1,717 триллиона рублей. По состоянию на 1 января 2023 года субсидий было направлено на сумму 1,377 триллиона рублей. То есть объем средств государственной поддержки увеличился почти на 340 миллиардов рублей.
Соблюдение бюджетных процедур
Типовой график бюджетных и закупочных процедур на 2023 год утвержден протоколом заседания Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов от 5 апреля 2023 года № 5 (далее — Типовой график). Анализ соблюдения бюджетных процедур проводился на основе данных по динамике заключения соглашений и перечисления субсидий юридическим лицам по состоянию на 1 января 2024 года.
Была проанализирована динамика заключения соглашений о предоставлении субсидий юридическим лицам, а также кассового расхода в соответствии со сроками (контрольными точками), установленными Типовым графиком. Кроме того, рассмотрена динамика статуса проведения отбора получателей в увязке с регламентированными сроками, проведения отбора получателей субсидии, заключения соглашений, перечисления средств субсидии получателям.
В результате установлено, что до 1 июля 2023 года объем фактически перечисленных средств получателям субсидий составил 640,8 миллиарда рублей, что составляет 50,7% от суммы принятых бюджетных обязательств (1,265 триллиона рублей). Таким образом, рекомендуемый Типовым графиком срок 1 июля 2023 года для перечисления получателям 50% субсидий соблюден. Однако на 1 октября 2023 года рекомендуемый объем перечисленных средств субсидий — 75%, фактический — 72%, на 27 декабря 2023 года объем перечислений — 100%, фактический — 94,7%.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»