Роль внешнего ГФК в становлении федеральной территории «Сириус»

Первая в России федеральная территория «Сириус» была создана по инициативе Президента России В. В. Путина в 2020 году на черноморском побережье, в месте, где проходила зимняя Олимпиада 2014 года. О том, что это за территория, какие задачи перед ней поставлены, о роли КСП федеральной территории «Сириус» в становлении данного публичного образования рассказала председатель Контрольно-счетной палаты федеральной территории «Сириус» Мария Георгиевна Баранова.

— Мария Георгиевна, расскажите, что такое федеральная территория «Сириус». Какие цели и задачи ставятся перед этим публично-правовым образованием? Каковы особенности организации публичной власти на территории?

— Федеральная территория «Сириус» (далее — ФТ «Сириус») — публично-правовое образование, которое имеет важное общегосударственное стратегическое значение. А именно, ФТ «Сириус» должна обеспечить комплексное устойчивое социально-экономическое и инновационное развитие части черноморского побережья, повысить инвестиционную привлекательность, сохранить олимпийское спортивное, культурное и природное наследие, создать благоприятные условия для выявления, самореализации и развития талантов и т. д.

Особенности организации публичной власти на ФТ «Сириус» определяются в первую очередь объемом и уровнями ее полномочий (статья 8 Федерального закона № 437-ФЗ). Федеральная территория реализует большую часть полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения и полномочия органов местного самоуправления городского округа в полном объеме. Также федеральная территория может осуществлять отдельные полномочия Российской Федерации и Краснодарского края в случае передачи таких полномочий.

Например, на федеральной территории органы публичной власти осуществляют полномочия собственника по управлению федеральным государственным имуществом. Есть у федеральной территории и блок полномочий в сфере организации и обеспечения деятельности органов публичной власти и подведомственных им организаций и учреждений.

Среди особых полномочий ФТ «Сириус» следует отметить и возможность введения специального правового регулирования в 16 сферах (медицинской, фармацевтической, образовательной, генно-инженерной деятельности, клинических исследований, регулирование градостроительной деятельности и земельных отношений и т. д.). Также предусмотрено право вводить экспериментальные правовые режимы.

Так, в феврале текущего года органы власти ФТ «Сириус» ввели первый экспериментальный правовой режим, благодаря которому будет запущена новая образовательная программа в области информационных технологий и информационной безопасности для выпускников 9-х классов. Реализует эту образовательную программу научно-технологический университет «Сириус». Уникальность ее в том, что она совместит в себе программы общего и высшего образования. Такой подход позволит ускорить подготовку для сферы информационных технологий инженеров-исследователей с широкими профессиональными компетенциями уровня архитектора систем, главного конструктора.

Важную роль в обеспечении эффективной работы ФТ «Сириус» играют и две следующие правовые особенности. Первая — наличие в составе представительного органа федеральной территории представителей Правительства РФ и Президента РФ. Вторая — право органов публичной власти федеральной территории вносить Президенту РФ, в Правительство РФ предложения о разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам обеспечения функционирования ФТ «Сириус», осуществления инновационной и научно-технологической деятельности в пределах границ данной территории.

До 31 декабря 2025 года действует переходный период, в течение которого решаются вопросы организации функционирования территории. В этой связи часть полномочий, закрепленных за органами публичной власти ФТ «Сириус», осуществляют органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления города-курорта Сочи на основании специальных соглашений. Но с каждым годом объем полномочий, самостоятельно осуществляемых органами публичной власти ФТ «Сириус», увеличивается.

Первые итоги работы федеральной территории показывают эффективность новой модели организации публичной власти и ее взаимодействия с образовательным фондом «Талант и успех», фондом «Инновационный научно-технологический центр „Сириус“», научно-технологическим университетом «Сириус» и другими участниками экосистемы. Такая модель позволяет полноценно реализовывать уникальные и стратегически важные для всей страны цели и задачи.

— Финансовый контроль на территории «Сириус» осуществляет Контрольно-счетная палата ФТ «Сириус». Когда она была создана и кому подотчетна?

— Контрольно-счетная палата ФТ «Сириус» как постоянно действующий государственный орган внешнего государственного и муниципального финансового контроля федеральной территории функционирует с ноября 2021 года. Создана она Советом федеральной территории «Сириус» и ему же подотчетна. Положение о КСП было утверждено также в ноябре 2021 года. В настоящее время в составе палаты работают шесть сотрудников, в том числе два аудитора.

— Правовое регулирование организации и деятельности КСП, помимо БК РФ и других законов, осуществляется Федеральным законом № 437-ФЗ. Какие особенности появляются в связи с этим в деятельности КСП?

— Федеральный закон «О федеральной территории „Сириус“» устанавливает базовые принципы и особенности организации публичной власти на ФТ «Сириус», а также особенности осуществления полномочий органов публичной власти. Особенности организации публичной власти «Сириуса» обусловлены не только уникальностью целей создания такой территории и организации экономической и инновационной деятельности для решения поставленных задач, но и объемом переданных полномочий. Ведь фактически полномочия предусматривают три уровня компетенций: федеральный, региональный и муниципальный. И это обуславливает необходимость формирования и апробации новых моделей государственного управления, включающих элементы компетенций всех трех уровней, в том числе в части развития системы государственного аудита.

Период становления федеральной территории как публично-правового образования начался с двух важных процессов. Во-первых, с формирования экономической основы — бюджета федеральной территории на 2022 год. Во-вторых, с формирования реестра земель, принимаемых в муниципальную собственность ФТ «Сириус» и в федеральную собственность, в отношении объектов которой органы публичной власти «Сириуса» осуществляют полномочия собственника. Эти важнейшие процессы потребовали слаженной совместной работы всех органов власти публично-правового образования, в том числе контрольно-счетной палаты как консультанта и эксперта в сфере бюджетных и имущественных отношений.

Основным направлением экспертно-аналитической деятельности КСП ФТ «Сириус» в период первого бюджетного цикла было участие в организации и становлении бюджетного процесса. Мы совместно с органами власти территории прорабатывали решения системных управленческих задач для предотвращения нарушений при формировании и исполнении территориального бюджета. Готовили рекомендации по организации бюджетной системы федеральной территории, определению порядка формирования, управления и распоряжения средствами бюджета и иными ресурсами, а также правового регулирования в сфере экономики и финансов. На регулярной основе оказывали методическую поддержку органам публичной власти.

Такой формат взаимодействия оказался востребованным. В связи с этим мы обратились к Совету федеральной территории «Сириус» с правотворческой инициативой об установлении дополнительных полномочий в части введения новых форм взаимодействия КСП ФТ «Сириус» с органами публичной власти. А именно, таких как подготовка мотивированного мнения и оказание методической и консультационной помощи органам власти и подведомственным организациям по вопросам, входящим в компетенцию КСП. Инициатива была поддержана советом, и соответствующее решение принято.

— «Сириус» — это первая уникальная территория в стране, и, очевидно, для ее эффективного функционирования нужна проработанная нормативная правовая база. КСП принимает участие в разработке, экспертизе проектов нормативных правовых актов, госпрограмм и т. д.?

— Разработка нормативной правовой базы ФТ «Сириус», безусловно, была и остается одной из первоочередных задач органов власти. За прошедшие два года совет федеральной территории и администрация «Сириуса» провели большую работу по разработке и принятию нормативных правовых актов. Были приняты не только базовые НПА, создающие правовые основания для формирования расходных обязательств федеральной территории, но и специальные акты, регулирующие особенности отдельных отношений на федеральной территории «Сириус», в том числе введение экспериментального правового режима. Поскольку большая часть разрабатываемых НПА регулирует правовые основания возникновения расходных обязательств, мы проводили экспертизу проектов таких документов до их рассмотрения советом федеральной территории. Заключения КСП по результатам экспертизы всегда содержат сутевые рекомендации и поправки к проектам.

Разработка государственных программ федеральной территории также велась во взаимодействии всех органов ФТ «Сириус». В настоящее время утверждены пять государственных программ, отражающих стратегические направления развития территории в соответствии с целями ее создания.

Хочу также отметить, что одновременно с принятием собственных нормативных правовых актов органы публичной власти проводят большую работу по внесению поправок в федеральное законодательство. Например, в 2023 году по инициативе федеральной территории Федеральный закон № 287-ФЗ внес изменения в Федеральный закон № 437-ФЗ и еще десять федеральных законов по вопросам функционирования федеральной территории «Сириус». В том же году был принят Федеральный закон № 389-ФЗ, который внес изменения в Налоговый кодекс в части предоставления совету федеральной территории права устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками в отношении региональных налогов, обязательных к уплате на федеральной территории «Сириус».

В настоящее время разрабатываются и готовятся к рассмотрению советом акты органов публичной власти ФТ «Сириус», устанавливающие такие преференции.

— В конце прошлого года вы подписали со Счетной палатой РФ соглашение о сотрудничестве? По каким направлениям оно предполагается? Что ждете от данного соглашения?

— Да, действительно, 19 декабря 2023 года мы подписали Соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой РФ и Контрольно-счетной палатой федеральной территории «Сириус». Оно стало базовым документом о взаимодействии в части обмена аналитической, статистической, методической и иной информацией, которая представляет взаимный интерес. Соглашение содержит нормы, которые способствуют совершенствованию методологического обеспечения, выработке предложений по совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации, обмену опытом и содействию в профессиональной подготовке и повышении квалификации работников КСП, и иные формы взаимодействия.

Хочу выразить признательность сотрудникам Счетной палаты РФ за конструктивное, заинтересованное и очень доброжелательное взаимодействие, которое началось еще задолго до подписания соглашения. Коллеги нам оказали неоценимую помощь в решении наших нестандартных задач. Не сомневаюсь, что совместная работа будет способствовать расширению контактов не только со Счетной палатой РФ, но и с КСО других субъектов РФ для развития системы государственного аудита, разработки и адаптации новых перспективных направлений и практик.

— Как построено взаимодействие с другими контрольными органами — Федеральным казначейством, КСП Краснодарского края и т. д.?

— В декабре прошлого года КСП ФТ «Сириус» впервые участвовала в мероприятиях Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ. Мы лично познакомились с коллегами из других регионов страны и коротко обменялись опытом. Конечно, мы будем развивать эти контакты, в том числе с КСО Южного федерального округа, частью которого федеральная территория «Сириус» и является. Конечно же, в первую очередь мы выстраиваем взаимодействие с коллегами из КСП Краснодарского края для проведения совместных контрольных мероприятий в отношении «горизонтальных» субвенций на передачу полномочий между Краснодарским краем и ФТ «Сириус».

Также надеемся выстроить взаимодействие с Федеральным казначейством, не только на уровне рабочих контактов с его территориальными органами, но и с коллегами из центрального аппарата. Нам очень важен обмен опытом по вопросам взаимодействия органов государственного финансового контроля и повышения эффективности управления государственными финансами.

Подготовила О. В. Изутова

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено